Всего на сайте
изданий:  10514
статей:  1169
Электронная библиотека
search

Фрадкин Феликс Аронович

(1933-1993)

Родился 18 декабря 1933 г. в Баку, учился в мужской гимназии (тип учебных заведений, воссозданный в 40-е годы ХХ в. в СССР и возрождавший идею классической гимназии). Окончив Азербайджанский педагогический институт, Феликс Аронович работал учителем, директором школы; у него был опыт работы в интернате, который послужил в дальнейшем основанием для психолого-педагогических поисков.

С 1966 г. Феликс Аронович преподавал во Владимирском государственном педагогическом институте имени П. И. Лебедева-Полянского, который, во многом благодаря его личным исследовательским и организационным усилиям был преобразован в педагогический университет и стал одним из ведущих региональных центров отечественной историко-педагогической науки рубежа ХХ–XXI вв.

Кандидатская диссертация Ф. А. Фрадкина «Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР», защищенная в 1966 г., была посвящена деятельности С. Т. Шацкого. Педагогическое наследие С. Т. Шацкого и других педагогов начала ХХ в. было для Феликса Ароновича не только предметом умозрительного научного интереса, но и ориентиром в педагогической работе, основой для инновационных поисков в теории педагогики 1990-х гг. Интерес к С. Т. Шацкому как к личности сочетался с представлением о нем как об основателе научной школы, исследованию которой Феликс Аронович посвятил многие годы.

В 1980-е гг. Феликс Аронович на новом уровне, знаменующем собой начало «перестроечного» движения в теории педагогики, обратился к проблемам методологии историко-педагогического исследования. Его монография «Принцип историзма в советской теории педагогики (1917–1941 гг.)», вышедшая в Москве в 1981 г., а также защищенная им докторская диссертация (1986 г.) были обращены к проблемам детерминации социально-исторических влияний, внутринаучных тенденций развития педагогики. Изменения в обществе, подготовившие судьбоносные и драматичные социальные реформы 1990-х гг., продуцировали интерес Феликса Ароновича к педологии – научному направлению первой трети ХХ в., вобравшему в себя многие теоретические достижения отечественной педагогики и психологии. В 1991 г. обществом «Знание» (серия «Педагогика и психология») была выпущена брошюра «Педология: мифы и действительность». Результаты исследования Феликса Ароновича стимулировали работу по восстановлению исторической справедливости по отношению к педологическим исследованиям.

Научная работа Ф. А. Фрадкина сочеталась с чрезвычайно активной и плодотворной преподавательской деятельностью. Курс истории педагогики, который он читал во Владимирском государственном педагогическом институте (университете) нисколько не походил на традиционные лекционные курсы по педагогике. Феликс Аронович строил свой курс на вопросах к историческим деятелям, на проблемах, которые в каждый исторический период решались по-своему, и, конечно, на вопросах к самой молодежной аудитории, для которой античный философ или учитель немецкой гимназии XIX в. становился собеседником, живым человеком. Столь же плодотворно формировалась научная школа Ф. А. Фрадкина.

Под руководством Феликса Ароновича работали и защищали диссертации аспиранты, ставшие докторами наук, и уже их ученики продолжают традиции научной школы Феликса Ароновича.

Феликс Аронович ушел из жизни 27 декабря 1993 г., в том же году, когда стал членом-корреспондентом Российской академии наук, когда была выпущена издательством «Прометей» книга «Воспитательная система
Ф. А. Шацкого» (в соавторстве с Г. А. Малининым).

Источники:

«Между прошлым и будущим: теория и история педагогики XXI века» : материалы международной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Феликса Ароновича Фрадкина. 18–25 декабря 2013 года. – Владимир, 2014. – С. 5-9. Рогачева Е. Ю. Фрадкин Феликс Аронович // Владимирская энциклопедия : биобиблиографический словарь. – Владимир, 2002. – С. 458.