Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  916
Электронная библиотека
search

Ключарев Виктор Павлович

(1898-1957)

Актер театра и кино.

Виктор Ключарёв родился в ноябре 1898 года в Александрове Владимирской губернии. Его отец в предреволюционные годы был адвокатом, после революции – юрисконсультом, мать занималась домашним хозяйством.

В 1918 году окончил Александровскую гимназию, после чего поступил на филологический факультет Московского университета (по другим данным – в Московскую горную академию) и одновременно – в театральную школу МХТ. Чтобы добывать себе средства на существование, подрабатывал сотрудником книжного подотдела Наркомпроса, но вскоре оставил работу в связи с назначением стипендии в школе МХТ. Этот же фактор послужил поводом уйти из университета и полностью сосредоточиться на постижении актерской профессии. В школе МХТ преподавали ведущие мастера сцены художественного театра – К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Н. О. Массалитинов, С. В. Гиацинтова, Р. В. Болеславский, поэтому Ключареву было у кого и чему поучиться. По окончании школы в 1919 году он был принят в труппу Первой студии МХАТа, вместе с которой пережил ее преобразование в МХАТ 2-й в 1924 году. Играл, как правило, характерные и героические роли. Вместе с театром был в гастрольной поездке в Германии, Чехословацкой Республике и Прибалтике в мае-августе 1922 года.

Ключарев был одним из тех, кто составил оппозицию художественному руководителю МХАТа 2-го Михаилу Чехову, которого обвиняли в буржуазном индивидуализме и «поповстве», и в 1927 году вместе с А. Диким, О. Пыжовой, Б. Бибиковым и Л. Волковым в знак несогласия с творческим направлением Чехова перешел в труппу Московского театра Революции. Помимо актерской деятельности, пробовал свои силы в режиссуре и педагогике. Как режиссер-педагог преподавал на 3 и 4 курсах техникума при театре в 1939-1940 гг.

Параллельно работе в Театре Революции Виктор Ключарев в 1935 году был художественным руководителем областного театра имени Вл. Маяковского. В качестве режиссера-постановщика осуществил постановку пьесы «Дама-невидимка» П. Кальдерона в театре Союззолота.

В связи с объединением Театра Революции и Московского театра имени Ленсовета и образованием после этого Московского театра драмы в 1943 году, Виктор Ключарев оставил сцену и перешел на работу в кино. Впервые он соприкоснулся с кинематографом еще в середине 1930-х. Известный венгерский драматург и теоретик кино Бела Балаж должен был осуществить экранизацию романа венгерского писателя Белы Иллеша «Тисса горит», пригласил Ключарева на одну из ролей, но картина, в итоге, не состоялась. Поэтому первой, вышедшей на экраны, работой актера стала роль жулика Мурзина в детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939). В дальнейшем актер использовался как исполнитель небольших характерно-комедийных ролей, создав целый ряд запоминающихся образов военных, людей из народа, социальных героев. Среди его лучших работ: начальник полиции («Мечта»), лейтенант Гюнтер («Дорога к звездам»), полковник Ремизов («Дни и ночи»), Семён Косой («Родные поля»), профессор Кигунов («Мичурин»), Кулик («Сельский врач»).

В июле 1945 года Виктор Ключарев вошел в состав вновь созданного Государственного театра киноактера (с 1948 года – Театр-студия киноактера), в котором работал до конца жизни.

Виктор Ключарев также занимался общественной деятельностью: являлся председателем месткома Театра-студии киноактера (1947-1950), был членом обкома Союза политпросветучреждений.

В последний раз актер появился на экране незадолго до смерти в крохотном эпизоде фильма «Неповторимая весна», причем его имя даже не было упомянуто в титрах.

Фрагменты художественных фильмов «Ошибка инженера Кочина» (реж. А. Мачерет, 1939) и «Сельский врач» (реж. С. Герасимов, 1952).

Источники:

Ключарев Виктор Павлович [Электронный ресурс] // Всегда со мною… : авторский проект Алексея Тремасова : [сайт]. – URL: http://a-tremasov.ru/klyucharyov-viktor-pavlovich (28.05.2020).