Всего на сайте
изданий:  2976
статей:  916
Электронная библиотека
search

Комаров Сергей Петрович

(1891-1957)

Актер, режиссер, сценарист и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1935).

Настоящая фамилия – Лаврентьев.

Родился 2 марта 1891 года в г. Вязники Владимирской губернии. В 1913 окончил Алексеевское военное училище в Москве.

В кино с 1921 года. Сергей Комаров – один из ведущих актеров экспериментальной мастерской Л. Кулешова. Созданные им роли отличались четкостью и остротой внешнего рисунка. Лучшие работы: Одноглазый («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924), авантюрист Чиче («Мисс Менд», 1926), Грешин («Окраина», 1933) и др. Снимался также в фильмах: «Космический рейс», «Минин и Пожарский», «Сибиряки», «Синегория», «Молодая гвардия», «Принц и нищий», «Тайна двух океанов» и др. Поставил фильмы: «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927), «Кукла с миллионами» (1928). Преподавал актерское мастерство во ВГИКе.

«Киношкола к этому времени перекочевала на Неглинный проезд. В киношколе учились: химик В. Пудовкин, инспектор МХАТ П. Подобед, боксер Б. Барнет, скульптор А. Горчилин, преподаватель гимнастики С. Комаров и другие…

Когда шли спектакли, за одной из колонн, невидимый зрителю, обыкновенно стоял Сергей Петрович Комаров, который выполнял одну из самых ответственных работ в спектакле: он им «дирижировал», то есть со списком сцен, зная наизусть все этюды, давал сигналы двум другим студентам, когда нужно открывать и закрывать занавесы. Он также давал сигналы студенту, включающему и выключающему лампы…

По инициативе Кулешова мы, то есть Хохлова, Пудовкин, Комаров, Барнет, Подобед, Фогель, осенью 1922 года решили порвать с Ильиным и работать как самостоятельный филиал Школы кинематографии. Мы любили жизнь и всеми своими помыслами стремились на производство. Мы хотели во что бы то ни стало, несмотря на голод и холод, на отсутствие пленки, на разрушенное ателье, - снимать, снимать, снимать. Снимать так, чтобы наши картины смотрели зрители. Так произошел уход кулешовской группы из киношколы. Самостоятельное существование так называемого «коллектива Кулешова» не поставило нас вне рядов школы кинематографии, мы являлись филиалом школы (в то время ГТК). Работа в коллективе происходила интенсивно. День начинался с занятий боксом, акробатикой, пластикой. Преподавателями были сами ученики. Бокс преподавал Борис Барнет. Акробатикой занимался Сергей Комаров, который до начала кинематографической карьеры обучал гимнастике и акробатике в Главной военной школе физического воспитания трудящихся».  

Кулешов Л. 50 лет в кино / Л. Кулешов, А. Хохлова. – М., 1975. – 303 с.

 

«В мастерской выросло несколько превосходно тренированных актеров немого кино: А. Хохлова, В. Фогель, С. Комаров и другие. По своей манере игры они резко отличались от «кинозвезд» русского дореволюционного кинематографа, воспитанных на декадентских салонных драмах. Ученики Кулешова были темпераментны, подвижны, владели всеми видами физкультуры и спорта».

 Лебедев Н. Лев Кулешов / Н. Лебедев // Очерк истории кино СССР / Н. Лебедев. – М., 1965. – С. 208-228.

Видеофрагменты художественных фильмов «Космический рейс» (реж. В. Журавлев, 1935), «Тайна двух океанов» (реж. К. Пипинашвили,1955) и «Кукла с миллионами» (реж. С. Комаров, 1928).