Константинов Петр Александрович
Родился 25 декабря 1898 в г. Муроме. С 1909 по 1917 год учился в Муромском реальном училище. Весной 1917 года семья будущего актера переехала в Москву.
В 1921 году Петр Александрович окончил Московское Филармоническое училище, после окончания которого, по примеру старых русских актеров, он решает пробовать свои силы на площадках провинциальных театров. И на протяжении нескольких лет работает в театрах Вологды, Курска, Орла, Твери…
Проработав в провинции до 1932 года, Константинов возвращается в Москву.
Здесь с 1932 по 1934 год он – актер Государственного Центрального театра юного зрителя, с 1934 по 1958 годы – Центрального театра Советской Армии, а с 1958 – Малого театра. За пятьдесят лет творческой деятельности им сыграно около 400 ролей.
Много снимался в кинофильмах и телевизионных спектаклях.
В 1950 году стал Лауреатом Государственной премии СССР. В 1966 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.
Умер Константинов в Москве 2 октября 1973. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
«Немногие из старшеклассников муромской школы № 16 (в здании которой когда-то учился Петр Константинов) видели фильм «Дорогой мой человек», созданный по мотивам романа Юрия Германа. Дело в том, что одну из главных ролей в фильме – роль контр-адмирала Родиона Степанова – играл наш земляк Петр Александрович Константинов. Он родился в Муроме в январе 1899 года. До сих пор сохранился дом, в котором прошло его детство. Во время учебы в Муроме мальчик увлекся театром. И хотя профессиональной труппы в городе тогда не было, существовал драматический кружок, в котором занимались гимназисты. По воспоминаниям современников, все роли, исполняемые Константиновым, принимались очень тепло. Он по праву считался ведущим актером кружка. Сохранилась фотография, на которой четырнадцатилетний Петя запечатлен в роли Фамусова из грибоедовской комедии «Горе от ума».
Богатов В. А началась биография с кружка / В. Богатов // Комсомольская искра. – 1983. – 4 февраля. – С. 4.
«Его родители и не подозревали, что сыну предстоит театральная карьера. Он учился в реальном училище, будущее его было запланировано заранее – Московское коммерческое училище. Но вот училище закончено, и семья Константиновых приезжает в Москву. По настоянию родителей юноша поступает в университет, но тайком посещает театральную студию. Революция изменила планы многих, а Петру Константинову помогла в претворении мечты в реальность. Он становится артистом Вологодского театра, а затем возвращается в Москву и заканчивает филармоническое училище. Путь к славе пролег через школу провинциальных театров: Брянск, Курск, Орел… Лишь в середине тридцатых годов актер получает приглашение в Центральный театр Красной Армии.
В Муроме сохранился дом на улице Ленина, где будущий артист провел детство. В середине шестидесятых наш земляк на несколько дней приезжал в родной город. Сегодня лишь небольшой стенд в музее истории школы № 16 напоминает о бывшем ученике реального училища, народном артисте СССР – Петре Александровиче Константинове».
Орлова И. Обыкновенный человек / И. Орлова // Новая провинция. – 1999. – 6 января. – С. 2.
«Работа в театре отнимала много времени, да и нередко приходилось выезжать на гастроли. Но свою малую родину – Муром – он не забывал. И в 1966 году вместе с младшим братом посетил родной город. Приехали на машине. Долго бродили по городу. Петр Александрович сфотографировался на улице Ленина, около дома, в котором родился. Побывал на веранде Окского парка. Но наступил вечер, а ночевать негде. Мест в гостинице, как обычно, не оказалось. Тогда они с братом обратились в… милицию. И на их счастье дежурный офицер узнал Петра Александровича по последнему кинофильму и тут же помог устроиться в гостиницу».
Крылова А. Человек подлинной правды / А. Крылова // Муромский край. – 1994. – 19 апреля. – С. 3.
«О Петре Александровиче Константинове Людмила Ивановна Касаткина отозвалась как о своем вдумчивом, заботливом учителе: «Мне часто приходилось играть в театре Советской Армии вместе с ним, особенно в спектаклях по пьесам Островского. Это был замечательный партнер, чуткий, внимательный. Бывало, после спектаклей он тактично давал оценку моей игры, даже в тех сценах, в которых сам не был занят. Оказывается, он внимательно наблюдал за действием из-за кулис. Я благодарна ему за большую помощь в начале моего творческого пути».
Ратов В. Рассказ Л. И. Касаткиной / В. Ратов // Муромский рабочий. – 1983. – 22 июня. – С. 3.
Фрагменты из художественных фильмов «Евдокия» (реж. Т. Лиознова, 1961), «Мы вас любим» (реж. Э. Бочаров, 1962), «Дорогой мой человек» (реж. И. Хейфиц, 1958).


