Всего на сайте
изданий:  10673
статей:  1169
Электронная библиотека
search

Куликов Иван Семенович

(1875-1941)

Родился 1 (13) апреля 1875 г. в Муроме в семье бывших крепостных крестьян деревни Афонасово Муромского уезда. С детских лет у мальчика появилась любовь к рисованию, он рано овладел первоначальными навыками художественного мастерства. Обучаясь в начальном и уездном училищах, работая затем в отцовской артели кровельщиков и маляров, И. С. Куликов посещал иконописные мастерские.

Семья не теряла связи с родной деревней, где имела избу и земельный надел. С детских лет И. С. Куликов полюбил деревенскую жизнь, и многие впечатления детства послужили в будущем темами его картин.

Тяга к большому искусству привела молодого человека в 1893 г. в Санкт-Петербург, где он устроился помощником к академику живописи A. И. Морозову, с которым познакомился еще в Муроме. По рекомендации Морозова он в январе 1894 г. был принят в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при Академии художеств. Осенью 1896 г. И.С. Куликов поступил в Академию художеств в мастерского художника B. Е. Маковского. Заметив с первых занятий, что живописная манера Куликова ближе к репинской, Маковский предложил ему перейти в мастерскую И. Е. Репина, что тот с радостью сделал.

И. Е. Репин быстро выделил талантливого юношу из числа многих учеников, высоко оценивал его этюды. Его и Б. М. Кустодиева Репин подключил к работе над заказанным ему монументальным полотном «Заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года». Для этой картины Куликов построил перспективу, сделал около 20 набросков портретов.

Занимаясь в Академии, И. С. Куликов каждый год приезжал в Муром, в окрестностях которого писал этюды с местных жителей. Уже ранние работы («Параша», «Прачка», «Пряжа») выявили интерес начинающего художника к простому народу, его жизни, обычаям, истории. Он пробует себя в создании композиций («Уголок в мещанском доме», «Комната студента», «Купеческий бал»), в портретной живописи (портреты родителей, актера Зайцева, Б. М. Кустодиева). В 1902 г. он закончил диплом-картину «В крестьянской избе», написанную в родных местах, со своих деревенских родственников. За эту работу он получил звание художника, золотую медаль и право на заграничную поездку.

Вернувшись в Россию, И. С. Куликов с 1905 г. жил и работал в Муроме, создавая картины, связанные с русским бытом, историей: «Сбор невесты», «В боярском тереме», «Боярышни в саду», «Три девицы», «Зимним вечером» и др. В цикле произведении на тему ярмарок и базаров он ярко отобразил жизнь дореволюционного Мурома («Ярмарка в Муроме», «Базар с баранками», «Мальчики на базаре» и др.).

Участие в выставках создало ему славу одного из самых талантливых русских художников-бытописателей реалистического направления.

В 1905 г. за «Портрет моей матери» художник получил Большую Серебряную медаль Всемирной выставки изобразительного искусства в Льеже (Бельгия).

В 1915 г. «за известность на художественном поприще» И. С. Куликов был удостоен звания академика живописи.

Не замыкаясь в рамках живописи, художник пробовал себя и в графике. Начиная с 1907 г., он принимал участие во многих выставках акварелей Общества русских акварелистов.

Еще будучи учеником Академии, он в числе других учеников выполнил иллюстрации к рассказам М. Горького «Двадцать шесть и одна» и «Коновалов».

После Октябрьской революции 1917 г. И. С. Куликов включился в общественную жизнь Мурома: принимал участие в организации краеведческого музея, пожертвовав ему наиболее ценные экспонаты из своего личного собрания древнерусской одежды и предметов декоративно-прикладного искусства, организовал в городе рисовальную школу и художественную студию, преподавал рисование на курсах для подготовки учителей единой трудовой школы. При его участии в Муроме в 1920-х гг. было устроено несколько художественных выставок.

В годы советской власти И. С. Куликов творил в основном в жанре портрета, изображая чаще всего представителей нового поколения: «Физкультурница», «Вожатый», «Девушка в красной косынке», «Пионеры». Репродукция его картины «Юнгштурм» – портрета молодой девушки-комсомолки в гимнастерке - обошла всю страну.

Одновременно художник продолжал свою любимую бытовую тему, а также обращался к новым для него городским пейзажным зарисовкам («Торговые ряды в Муроме», «Площадь в Муроме»).

Последняя картина И. С. Куликова – многофигурная историко-патриотическая композиция «Выход Нижегородского ополчения в 1612 году» – осталась незаконченной: 15 декабря 1941 г. художник скончался.

С целью увековечить память И. С. Куликова исполком Муромского городского Совета депутатов принял решение преобразовать его дом в мемориальный дом-музей, а одной из улиц города присвоить его имя. Дом-музей, сосредоточивший лучшие работы художника, документы и личные вещи, был открыт 15 декабря 1947 г. В 1975 г. на здании музея была установлена мемориальная доска. В 2007 г. по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

На могиле художника по инициативе городской общественности установлен памятник.

В 1959-1961 гг. в Москве, Ленинграде, Горьком, Владимире и Муроме состоялась единственная персональная выставка И.С. Куликова, на которой была представлена значительная часть его произведений.

Источники:

Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2000 г. / Владимирская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького, Отдел краеведческой библиографии ; [сост. : Е. В. Илларионова, Т. Г. Пелевина, В. Г. Толкунова]. – Владимир, 1999. – С. 28-29.

Куликов Иван Семенович // 100 лет владимирской живописи / Владимиро-Суздальский музей-заповедник ; [авт. ст. Татьяна Меркулова и др.]. – Владимир : ГВСМЗ, 2018. – С. 242.

Купряшина Т. Дом художника // Муромский край. – 2018. – 26 дек. (№ 143). – С. 12.