Всего на сайте
изданий:  3087
статей:  1004
Электронная библиотека
search

Усадьба Федоровское (Юрьев-Польский район)

Старинное село Федоровское находится в 16 км от города Юрьев-Польского.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Никульской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии.

Основание села относится, вероятно, к XIV веку, когда на Руси возобновлялось интенсивное развитие вотчинного землевладения. Во второй половине XIV столетия земли вокруг села принадлежали знатному боярскому роду.

Первые документальные свидетельства о Федоровском относятся к первой половине XVII в. В документах этого времени село значится «государевым дворцовым». В окладных книгах патриаршего казенного приказа за 1628 г. записано: «...Церковь Живоначачьные Троицы в государевом дворцовом селе Федоровском, дани двадцать девять алтын, четыре деньги, десятильнична гривна...».

Дворцовым селом Федоровское остается и в конце XVII в., об этом говорят переписные книги за 1678, 1679 и 1680 гг.

В 1708 г. Симскую волость Петр Алексеевич пожаловал генерал-лейтенанту князю Михаилу Голицыну за службу. Таким образом, известный полководец петровской эпохи генерал-фельдмаршал Михаил Михайлович Голицын получил в свою собственность 16619 десятин земли, 3 села, в том числе и Федоровское, 8 приселков, 9 деревень, всего 563 двора с населением в них 1066 человек. Во владении этой ветви рода князей Голицыных Федоровское оставалось вплоть до первой половины XIX в.

В первой половине XIX столетия единственная дочь и наследница действительного статского советника князя А. Б. Голицына, бывшего в 1828 г. Саратовским губернатором, княжна Зинаида Александровна вышла замуж за младшего чиновника II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии коллежского асессора графа Константина Карловича Толя. З. А. Голицына была внучкой генерал-лейтенанта Бориса Андреевича Голицына – начальника Владимирского ополчения во времена Отечественной войны 1812 г. Именно в его Симском имении скончался герой Бородинского сражения П. И. Багратион.

В качестве приданого за женой граф К. К. Толь получил седьмую часть имения князя А. Б. Голицына в Юрьевском уезде, которая была перекреплена за ним в 1847 г.

Зинаида Голицына рано умерла «бездетно» и в 1845 г. К. К. Толь устроил при церкви Дмитрия Солунского в селе Симе придел во имя св. Зинаиды. В этот придел граф «... пожертвовал Евангелие богато украшенное серебром, золотом и стразами, напрестольный сребропозлащенный крест, украшенный драгоценными камнями и сребропозлащенные богослужебные сосуды».

В 1849 г. по прошению князя А. Б. Голицына на имя императора Николая I был утвержден полюбовный акт на «раздел» земли в даче Симской волости с его зятем, коллежским советником графом К. К. Толем. Согласно этому акту Толь получил: «...к селениям Федоровскому, Глотову, Волотвинову, Добрынскому и Спасскому в их вообще земляных угодий согласно крепостных актов на 1023 ревиз. муж. пола души на каждую по 5/4 десятины. Всего 1882 десятины 60 сажень». Во владении графа К. К. Толя Федоровское оставалось до конца XIX в., а после его смерти перешло к новым хозяевам.

Первые документальные свидетельства о существовании в Федоровском, насчитывающем 85 дворов, дворянской усадьбы с «господским деревянным домом» и «конским заводом» относятся к первой половине XIX века. Расположенная на юго-западной окраине села усадьба, вероятно, была выстроена в 1830-е гг. и предназначалась в качестве приданого за дочерью князя А. Б. Голицына.

Для размещения усадьбы с пейзажным парком было выбрано живописное место вдоль правого берега речки Селекши.

Главная художественная доминанта — господский дом — был поставлен на берегу реки и отделен от нее небольшим участком парка. Разросшийся впоследствии парк практически полностью скрыл его архитектурный объем, который отныне лишь чуть-чуть проступал на природном фоне. Композиция усадьбы была рассчитана на ее восприятие со стороны реки (от подъездной дороги) и отличалась пейзажной картинностью, очень эффектной в любое время года. В свою очередь, из окон дома открывались замечательные видовые перспективы на заречный ландшафт и часть села.

Дополнительный художественный акцент в панораму усадьбы вносила приходская Троицкая церковь, выстроенная в 1829 г. на средства прихожан в центре села Федоровского. Монументальное центрическое здание со строгим и лаконичным классицистическим декором фасадов было завершено крупным восьмериком с изящной главой на стройном восьмиграннике. Архитектурные формы храма не только обогащали панораму усадьбы, но также придавали выразительную остроту силуэту всего поселения. Все эти пространственно-планировочные достоинства усадебного комплекса были учтены при дальнейшей его перестройке К. К. Толем.

Став к середине XIX в. полноправным владельцем усадьбы, граф К. К. Толь занялся ее переустройством. В это время усадебное строительство во Владимирской губернии переживало серьезный кризис. Постоянные разделы дворянских имений при неуклонном падении к середине столетия общей доходности помещичьего хозяйства окончательно разрушили его экономические основы. Никакие усилия деревенских «экономов», в том числе и К.К. Толя, уже не могли удержать жизнь на прежнем социально-культурном уровне.

Однако богатые помещики, к которым относился и граф К. К. Толь, пытались затормозить ускользающее усадебное время путем организации «образцовых» имений или «экономий». В середине XIX в. граф Толь, обустраивая свою усадьбу в Федоровском, стремится создать такую «экономию». В усадьбе был устроен один из лучших в губернии «конских заводов», выстроены обширные теплицы и оранжереи, продукция которых пользовалась известностью во Владимире и Москве, разбиты замечательные цветники.

Исходя из хозяйственной целесообразности, граф перенес композиционный центр усадьбы ближе к окраине села. На новом месте был возведен модный среди помещиков Владимирской губернии дом с мезонином, по сторонам которого располагались два одинаковых одноэтажных флигеля. Этот дом был типичной для губернии каменной усадебной постройкой. Т-образную форму его плану придавал небольшой ризалит на парковом фасаде. Массивный мезонин с тремя оконными проемами, включенный в композицию протяженного парадного фасада, не лишал облик дома торжественной элегантности, тем более что покрытие стены сплошным рустом подчеркивало мощный объем здания. В мезонине размещался и кабинет хозяина.

Органичное сочетание художественной выразительности и функциональной целесообразности, достигнутое в архитектуре дома и в общей структуре усадебного комплекса, свидетельствовало о стабильности повседневного быта и материальном достатке владельца. Но такая ситуация, благоприятная для графа К. К. Толя, оказалась крайне недолговечной. Нелегким экономическим условиям сопутствовало изменение художественных вкусов: в 1840–1850-е гг. в губернии на смену классицизму пришла эклектика.

Реформа 1861 г. мгновенно разрушила иллюзии усадебной жизни. В первые пореформенные годы в графской усадьбе была закрыта большая часть обширных оранжерей и теплиц, значительно сокращена площадь замечательных цветников, а «конский завод» вообще прекратил свое существование. Однако с 1866 г. начинает постепенно складываться новая пространственно-временная система. Отправной точкой в реальном их измерении стало получение графом К. К. Толем выкупных платежей.

В последующие десять лет усадебная жизнь в Федоровском вновь обрела спокойный и размеренный ритм. Граф Толь, сохранивший после реформы 1861 г. огромные земельные владения, получал стабильный доход, сдавая землю в аренду небольшими участками от 10 до 20 и 50 десятин. В эти пореформенные годы завершается формирование усадебного комплекса, определяется его философско-художественное содержание.

Это крупное доходное хозяйство, специализирующееся на молочном животноводстве и производстве молочных продуктов (сыроварение), разведении рабочих лошадей и породистых рысаков, выращивании разнообразных овощей и фруктов (персиков, лимонов и др.), цветоводстве. Этим целям в полной мере соответствовал развитый хозяйственный комплекс. Все его здания носили чисто утилитарный характер и были совершенно лишены какой-либо декоративной функции. Основные постройки – конюшня, коровник, сарай для обмолота хлебов – представляют собой прямоугольные в плане здания (коровник Г-образный) со стенами из бревен, вставленных в пазы каменных стоек. По сложившейся в усадебном строительстве традиции из кирпича были выполнены здания кузницы и сыроварни, а также пристройка у конюшни — манеж.

В пореформенные годы композиционный центр усадьбы вновь занимает свое первоначальное местоположение вдоль правого берега Селекши. На старом месте был выстроен новый монументальный господский дом, стилизованный в духе замков и архитектуры ренессансной Европы. Композиция протяженного одноэтажного здания асимметрична и слагается из нескольких объемов. Единству фасадных композиций способствует ритмическая повторяемость крупных оконных проемов с арочными и лучковыми перемычками под архивольтами. Центральная, прямоугольная в плане часть дома — двухэтажная, с глубокой лоджией второго этажа на парадном фасаде. Живописность зданию придают две трехъярусные прямоугольные в плане башни, фланкирующие основной объем. Верхний ярус каждой из них прорезан со всех сторон тройной ренессансной аркой и завершен «боевой» площадкой с бойницами и машикулями. Карнизы второго яруса также оформлены машикулями. В целом в фасадном декоре дома преобладают мотивы Ренессанса. Перед парадным фасадом здания устроен фонтан, украшенный скульптурой.

Редкой красоты полуциркульная липовая аллея, охватывала господский дом с парадным двором и загибалась к его боковым фасадам. С северной стороны естественной границей стала речка Селекша. Широкая подъездная аллея с восточной стороны связывала господский дом с флигелями и далее с селом. Она вводила посетителей в этот укромный уголок усадьбы, одновременно закрывая его от окружающего пространства. Начинаясь от бокового фасада дома открытой линейной перспективой, свойственной ренессансному искусству, метров через шестьдесят она резко сворачивала в сторону, сразу же уводя посетителя как бы в иное пространственно-временное измерение.

Граф К. К. Толь в своей усадьбе не имел усадебного храма и родового кладбища с могилами предков.

Графиня З. А. Толь была похоронена в Сергиевской пустыни близ Стрельны под Санкт-Петербургом. А К. К. Толь и Е. Н. Толь с детьми – на кладбище Донского монастыря в Москве.

В самом конце XIX в. имение перешло к помещику А. А. Долгову, работавшему ветеринарным врачом.

В начале XX в. усадьба принадлежала дворянину А. В. Каншину, при ней было хозяйство с развитым полеводством, скотоводством и пчеловодством.

В 1916 г. имение купили братья Карповы – Тимофей и Геннадий – сыновья Анны Тимофеевны Карповой, сестры известного русского промышленника и мецената С. Т. Морозова.

В 1918 г. усадьба в с. Федоровском была национализирована. Здесь сначала организовали богадельню, затем создали коммуну и разместили артель инвалидов. Впоследствии усадьба в Федоровском была передана колхозу «Свобода».

В 1943 г. некогда великолепный господский дом сгорел и с тех пор не восстанавливался. В 1960-х гг. в его сохранившейся от пожара части размещались детские ясли. Постепенно, с течением времени дом разрушался.

В 1995 году в соответствии с решением Законодательного Собрания Владимирской области от 13.01.95 №5 «О постановке на государственную охрану и снятии с охраны памятников истории и культуры Владимирской области» в список объектов культурного наследия Владимирской области включены три флигеля усадьбы и конюшня, в 1996 году – сыроварня, маслобойня, кузница и скотный двор. В 1998 г. в соответствии с законом Владимирской области «Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения» от 8 октября 1998 года №44-ОЗ (в ред. Законов Владимирской области от 30.08.2005 №117-ОЗ, от 24.12.2008 №218-ОЗ) в список объектов культурного наследия Владимирской области включен главный дом усадьбы К. К. Толя. Сегодня в ансамбль усадьбы входят 9 объектов культурного наследия регионального значения.

В 2004 году в соответствии с постановлением Губернатора области от 5 апреля 2004 №224 «Об образовании государственного историко-ландшафтного комплекса регионального значения «Парковый» и утверждении положения о нем» старинная усадьба К. К. Толя составной частью вошла в границы территории историко-ландшафтного комплекса.

До наших дней сохранились руинированный главный дом в стиле неоготики и неоренессанса третьей четверти XIX в.; одноэтажные «белый флигель» и «красный флигель», флигель с мезонином – середины XIX в. в стиле позднего классицизма; деревянная сыроварня (или маслобойня) с чертами модерна и кузница – конца XIX – начала ХХ века; регулярный липовый парк первой половины XIX века. По другую сторону дороги находится действующая приходская Троицкая церковь 1829 года.

Источники:

Барашев М. А. Усадьба графа К. К. Толя в селе Федоровском // Дворянские усадьбы Владимирского края : страницы истории / редкол.: А. И. Скворцов, М. А. Барашев, Л. Г. Гужова, В. А. Черничкина. – Владимир : Транзит-Икс, 2011. – С. 302–310.

Чижков А. Б. Владимирские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / А. Б. Чижков, Е. А. Графова ; Ком. по туризму Администрации Владим. обл., Неком. партнерство «Рус. усадьба». – М. : Русская усадьба, 2015. – С. 102–103.