Всего на сайте
изданий:  3069
статей:  967
Электронная библиотека
search

Усадьба Ратислово (Юрьев-Польский район)

Усадьба расположена в 24 км от г. Юрьева-Польского в селе Ратислово Юрьев-Польского района Владимирской области. В конце XIX – начале XX века село входило в состав Семьинской волости Юрьевского уезда.

Усадьба была выстроена в конце 1780-х – начале 1800-х гг. по заказу владимирского помещика Андрея Алексеевича Кузьмина-Караваева, женатого на А. И. Богдановой. А. А. Кузьмин-Караваев служил в Азовском, Ладожском и Смоленском драгунских полках, а затем во Владимирском гарнизонном батальоне. В 1781 г. он вышел в отставку в чине секунд-майора и в 1782 г. был избран покровским уездным предводителем дворянства. В этой должности состоял до 1787 г., а затем в 1797–1802 гг. дважды избирался губернским предводителем дворянства. В 1806 г., будучи в чине коллежского советника, был избран начальником юрьевской уездной милиции.

Затем усадьба принадлежала их дочери Е. А. Кузьминой-Караваевой (1789–1870), вышедшей замуж за владимирского губернатора графа П. И. Апраксина (1784–1852). После ­перешла их сыну губернскому предводителю дворянства действительному статскому советнику графу Н. П. Апраксину (1816–1902).

В конце ХIХ в. усадьбой владел полковник А. А. Генни, при котором в усадьбе было устроено садовое и огородное хозяйство.

Усадьба в Ратислово являла собой пример интерпретации европейских архитектурных идей. 

Грандиозный ансамбль усадебного дворца имел трехчастную композицию. Центральный двухэтажный объем и симметричные одноэтажные Г-образные боковые флигели соединялись между собой полукруглыми стенами-переходами, охватывая огромное пространство открытого полукруглого партера. Размеры и пропорции зданий, как и их нарядный ордерный декор, позволяют предполагать в создателе здания видного столичного зодчего.

Главный усадебный дом представляет собой двухэтажный вытянутый прямоугольный объем. Перед домом располагался парадный двор, окруженный полукруглыми галереями-переходами с небольшими флигелями в палладианском духе, а за ним регулярная часть парка. Изящный и лаконичный декор строгих фасадов здания напоминал образцы французского классицизма середины XVIII века.

В архитектурно-художественной организации внутреннего пространства усадебного дома ведущую роль играл симметрично-осевой принцип. В центре здания, на пересечении двух композиционных осей располагались два главных помещения дома: круглое в плане помещение – боскетная и прямоугольное в плане помещение – большая гостиная, связанные между собой открытым проемом с колоннами коринфского ордера. Парадный двор, большая гостиная, боскетная и регулярная часть парка образуют главную анфиладную перспективу. Остальные помещения дома, расположенные в перпендикулярном направлении, составляли вторую анфиладу. Таким образом, в архитектурно-художественном решении усадебного дома с предельной ясностью был воплощен важнейший принцип классицистической архитектуры – принцип симметрии. 

Все парадные помещения усадебного дома в Ратислове были богато декорированы стукковой лепниной и пейзажными росписями. Пейзажная роспись с ее роскошной, южной флорой покрывала сплошь все стены боскетной, заходя даже в нишу, в которой была печь и в дверные и оконные проемы. Над лепным карнизом на потолке была изображена стоящая на карнизе ограда, за которой также виднелись деревья или кустарники. Далее вся поверхность потолка образовывала небесный простор с летающими птичками.

В малой гостиной росписи с пейзажами были представлены как виды из лоджий и дверей. Лоджии и двери имитировались парными колоннами с антаблементом. В росписи на продольных стенах внизу была изображена балюстрада, а у боковых обрамлений – перспектива стенного проема.

В 1802 году на месте деревянной была сооружена каменная усадебная церковь Иконы Казанской Божией Матери. Выполненная в традициях московской школы зодчества, она напоминала проекты церквей знаменитого «смешанного альбома» – одной из частей «Архитектурных альбомов», подготавливавшихся на рубеже XVIII–XIX веков к изданию архитектором М. Ф. Казаковым.

Левое крыло усадебного дворца с галереей и флигелем исчезло к началу XX века, а галерея правого крыла – в послевоенный период. Тем не менее, благодаря уникальной живописи интерьеров главного корпуса дворца он был поставлен на государственную охрану как памятник федерального значения. Но это не помогло: в течение десятилетий живопись в интерьерах не реставрировалась и полностью погибла, а случайные и непродуманные ремонты здания исказили его внешние архитектурные формы.

До нашего времени в итоге сохранились двухэтажный с мезонином главный дом, в котором размещается детская школа-интернат, одноэтажный хозяйственный флигель начала ХIХ в., а также частично пейзажный парк из смешанных пород деревьев с прудами и насыпными горками второй половины XVIII в.

Казанская церковь 1802 г. и захоронения владельцев усадьбы при ней утрачены в 1960-е гг.

Источники:

Чижков А. Б. Владимирские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / А. Б. Чижков, Е. А. Графова ; Ком. по туризму Администрации Владим. обл., Неком. партнерство «Рус. усадьба». – М. : Русская усадьба, 2015. – С. 98–99.

Архитектура и ландшафты России. Т. 1. Черная книга. Утраты / под ред. А. И. Комеча. – М., 2003. – С. 233-236.

Барашев М. А. Сельское усадебное строительство Владимирской губернии второй половины ХVIII – первой половины ХIХ веков / М. А. Барашев : Афтореф. дис. ... канд. искусствоведения. – М. : [б. и.], 1999. – 20 c.