Всего на сайте
изданий:  3069
статей:  952
Электронная библиотека
search

Суханов Денис Валерьевич

(р. 1971)

Актер театра и кино. Заслуженный артист РФ (2007). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Лауреат театральной премии «Чайка», Лауреат премии российских деловых кругов «Кумир».

Родился 6 апреля 1971 года в г. Владимире. В 1997 году окончил Школу-студию МХАТ. С 1997 года работает в театре «Сатирикон».

Сыграл в фильмах: «Господа Головлевы» (2010), «Без правил», «Атомный Иван», «Тайна Егора», «Я к Вам никогда не вернусь», «Сальса» и других.

«Мои родители родом из Владимира. Именно оттуда моя мама, Галина Григорьевна Галкина, отправилась поступать в Томский политехнический институт. Поступила, и с 1965 по 1970 год училась на техническом отделении, в итоге получила диплом инженера. Потом она с ним во многих городах работала, например, на Камчатке, где мы жили, когда я был совсем маленьким. Мой папа, Валерий Иванович Суханов, футболист, сменил за свою карьеру несколько команд – мы переезжали из города в город.

Родители познакомились во Владимире, поженились в конце 1968 года, а в 1969-м папа ради того, чтобы быть рядом с мамой, студенткой томского вуза, попросился в команду «Томлес» (так в те годы называлась команда, теперь известная под именем «Томь» - прим. авт.). И год здесь играл.

Поженились родители в Томске, причем в праздник, 31 декабря 1968 года в центральном томском ЗАГСе на проспекте Ленина. На свадьбе гуляла вся команда «Томлес» и не было ни одной женщины, кроме невесты! Только футболисты и Галина Галкина, в тот день она стала Сухановой. Когда мама окончила обучение, папа ушел из томской команды в «Мотор» из Владимира. Туда перебралась семья, в 1971 году я в том городе и родился»...

Суханов Д. «…Мои родители поженились в Томске» [Электронный ресурс] / Д. Суханов // Томский Обзор : [сайт]. – Томск, 2019. – URL: https://obzor.city/article/551741---denis-suhanov-satirikon-moi-roditeli-pozhenilis-v-tomske-na-novyj-god (24.04.2019).

 

«Я занимался в театральной студии «Товарищ» в Петропавловске-Камчатском, где жили тогда мои родители. Ее руководителем была прекрасная Татьяна Ивановна Воробьева, артистка драматического театра. Она очень поддерживала меня в моих начинаниях и стремлениях. У нас были студийные спектакли, которые занимали все наше время после школы. Татьяна Ивановна очень назидательно мне советовала пойти по этой дороге, и во всех спектаклях, которые мы играли, мне всегда находилось место, причем довольно весомое. Она замечательно ставила спектакли, увлекала. Это был бесконечно интересный период, я ей очень благодарен. Она меня пестовала в то время – с 5-6-го класса по 10-й. Это были пять-шесть лет жизни в театральном коллективе – интересном, насыщенном, сплоченном. Это происходило в обыкновенном советском ДК, но это нам не мешало сделать из него место, которое мы обожали и боготворили, как и своего художественного руководителя. Татьяне Ивановне я безумно благодарен за ее поддержку…

В Школу-студию МХАТ я поступил уже после службы в армии. Мастером моего курса был Авангард Николаевич Леонтьев, которому я бесконечно благодарен, он – один из важнейших людей в моей жизни. Учиться там было огромной честью – здесь ничего не изменилось. То, что дала Школа-студия, невозможно переоценить, я даже не могу это описать – сколько там было почерпнуто основ мастерства, воспринято опыта у Леонтьева, Германа Ильича Энтина, у молодых Земцова и Золотовицкого. Это багаж, имеющий огромное значение всю мою жизнь».

Суханов Д. «Мы существуем и живем, когда на нас смотрят» / Д. Суханов // Театральный город. – 2016. – № 4. – С. 56-65.

 

«Денис Суханов шутит, что в двадцать лет у него было свое «доходное место» и свое «быть или не быть». Остаться ли в ансамбле песни и пляски Северо-Восточного военного округа или же попытаться стать драматическим актером в самой Москве? Тут – пайки – квартира – зарплата, а там?... Пляс-командиры запугивали зажигательного танцора: провалишься в Москве – обратно не приезжай, не возьмем. Но вирус театра поборол все доводы рассудка… По окончанию Школы-студии МХАТ перед Денисом стоял нешуточный выбор – МХАТ, главный театр страны и отчасти родной дом, который возглавлял еще Олег Ефремов, или САТИРИКОН в некотором роде terra incognita. Все преимущества МХАТа оказались ничем перед жаркими уговорами Константина Райкина и спектаклем «Превращение», совершенно потрясшим воображение молодого артиста».

Фукс О. Заставить себя взлететь / О. Фукс // Театральная жизнь. – 2008. – № 2. – С. 53-54.

 

«Театр меня увлек сразу, как только я попал туда в первый раз. Это было в школе, в классе, наверно, четвертом. Пошли мы на детский спектакль, какой - я уже не помню. Но все, что связано с этим первым посещением, очень мне понравилось и запомнилось. Сам поход в театр был праздником, все шли с особым настроением, все были нарядно одеты, в общем, это стало событием. Помню, в спектакле участвовал мальчик, роль которого, как я теперь понимаю, играла женщина, по амплуа - травести, но она так перевоплотилась, что я был обманут: поверил, что это действительно мальчик приблизительно моего возраста. Через некоторое время я набрался храбрости, позвонил в этот театр и спросил, не требуется ли там мальчик, для того чтобы сыграть эту самую роль. Женщина, которая разговаривала со мной, с юмором отнеслась к моим словам и посоветовала пойти в одну из театральных студий, что я и сделал. Вот такая была история. Я пошел заниматься в театральную студию, и многие постоянно советовали мне не сворачивать с этого пути. В то время экзамены в школе заканчивались в конце июня, а прием в институты к этому сроку уже практически заканчивался, так что все курсы были уже набраны и институты опустели. В Школе-студии МХАТ мне сказали: приходите на следующий год. Но на следующий год была армия. Мне исполнилось восемнадцать лет и чуть ли не в день своего рождения мне пришлось идти на два года служить в армию. За эти два года я много открыл в себе, и в людях, и в жизни. Служил я на Камчатке в пограничных войсках, нас постоянно перебрасывали с Камчатки на Чукотку, в Магадан… Весь Северо-Восток России я хорошо узнал. Мой отец профессиональный футболист. В связи с тем, что он играл за разные команды, мы очень часто переезжали с места на место всей семьей. Где мы только не жили! Родился я во Владимире, недалеко от Москвы, но потом меня уже ничто не связывало с этим городом. А в армию меня призвали как раз на Камчатке, где мы тогда жили. <…>

Так как в театральной студии я много занимался хореографией и пантомимой, которая в то время была в моде, меня приняли в ансамбль танца Северо-Восточного пограничного округа, где я проработал еще два года после окончания срочной службы. У меня были довольно хорошие перспективы, заставляющие людей оставаться жить на Востоке страны: высокая зарплата, надбавки за выслугу, возможность ухода на пенсию в тридцать шесть лет. Все было хорошо, но, во-первых, век танцовщика короток, а во-вторых, я чувствовал в себе силы и желание стать все-таки актером драматического театра. И наступил тот момент - я его хорошо помню, - когда я понял: все! Надо все бросать и круто изменить свою жизнь! И вот я оставляю службу, ансамбль. Меня очень запугивали: ты никуда не поступишь, у тебя ничего не получится, ты обязательно вернешься, но мы тебя уже не возьмем… Но на меня эти угрозы не действовали: желание начать новую жизнь и уверенность в себе оказались сильнее. Я улетаю в Москву и поступаю в Школу-студию МХАТ.

Учился я в мастерской Авангарда Николаевича Леонтьева, замечательного актера театра «Современник», который очень многому нас научил. Уже тогда я понял, что мне с педагогом повезло. Он воспитывал нас в очень жестких рамках, иногда даже в очень жестких. Достаточно было несколько раз прогулять, и ты мог распроститься со студенческим билетом. Школа-студия отличается от других театральных институтов тем, что она развивает в тебе твои лучшие качества, самые яркие стороны натуры, души.<…>

В «Сатириконе» мы показали Константину Аркадьевичу Райкину маленькие отрывочки. Наверно, я ему понравился, потому что он назначил мне встречу и решительно сказал, что мне надо остаться у него в коллективе. Константин Аркадьевич один из тех художественных руководителей, а может быть, и единственный, кто ходит на студенческие спектакли в институты и смотрит спектакль целиком, до конца, - так он неравнодушен к только-только начинающим артистам, так внимательно следит за молодыми. Многие художественные руководители не ходят на дипломные спектакли категорически! Райкин, если приходят к нему с показами, обязательно смотрит всех, он никому не отказывает! Этим он меня тогда поразил, и до сих пор это так и продолжается. У меня были приглашения и в другие театры, но так, как меня звал, приглашал, давая большие обещания, Константин Аркадьевич, не звал никто другой. Это было так горячо, так искренно и убедительно, что в какой-то момент я подумал: от добра добра просто не ищут. Я ему поверил и не ошибся: Константин Аркадьевич выполнил все свои обещания, которые дал мне.<…>

Для меня большое значение имеют книги. Из-за занятости я редко вижу работы других актеров, другие спектакли, а книги дают мне энергию и эмоциональный заряд. До сих пор не могу разгадать загадку литературы, загадку самых больших наших писателей, Достоевского, Толстого, Чехова, Пушкина. Я не могу понять, как их гений, их огромная творческая энергия «перешла» в литературные произведения. Что это за код такой, что сегодня, читая книги, которые написаны давным-давно, людьми, которых тоже нет давным-давно, ты ощущаешь мощную эмоциональную подпитку?».

Денис Суханов [Электронный ресурс] // Театральная Афиша : [сайт]. – М., 2019. – URL: http://www.teatr.ru/docs/tpl/doc.asp?id=656& (25.04.2019).

Фрагменты художественных фильмов «Господа Головлевы» (реж. А. Ерофеева, 2010) и «Атомный Иван» (реж. В. Бархатов, 2012).

Источники:

Денис Суханов [Электронный ресурс] // Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина : [официальный сайт]. – М., 2019. – URL: https://www.satirikon.ru/actors/denis-sukhanov/ (24.04.2019).