Всего на сайте
изданий:  10243
статей:  1150
Электронная библиотека
search

Мазурова Екатерина Яковлевна

(1898-1995)

Актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1950).

Родилась 5 (17) ноября 1898 г. в рабочей семье в г. Иваново-Вознесенск Шуйского уезда Владимирской губернии. В годы юности жила с семьей в г. Шуе. Трудилась на суконно-шляпной фабрике, заведовала библиотекой при Союзе текстильщиков, рабочим клубом. Там же организовала любительский театральный кружок. В мае 1920 окончила молодежную студию при Шуйском городском драматическом театре. В то время театр был укомплектован профессионалами из московских театров, которые в голодное послереволюционное время уехали в провинцию. Далее Мазурову поочередно приглашали в Кинешемский драматический театр, Волковский театр в Ярославле и Ивановский драмтеатр. С 1925 жила в Москве, работала в театре «Семперанте» под руководством В. С. Смышляева, Московском колхозном театре, Московском театре комической оперы. Во время войны отказалась эвакуироваться в тыл, играя в спектаклях для бойцов, раненых, защитников столицы. После войны, в 1947, работала в Германии (Театр группы советских войск). Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Дальнейшая творческая судьба была связана с Московским театром драмы и комедии (ныне Театр содружества актеров на Таганке). Перенеся два инфаркта, Мазурова в 1953 оставила сцену.

С этого времени начинается ее кинематографическая карьера. Снялась более чем в 30 художественных фильмах, среди которых: «Анна на шее» (1954), «Дело было в Пенькове» (1957), «Когда деревья были большими» (1961), «Зигзаг удачи» (1968), «Дядя Ваня» (1970), «Большая перемена» (1973) и др. В последние годы жизни, перестав сниматься в кино по состоянию здоровья, Екатерина Яковлевна посвятила себя благородному делу комплектования музеев на своей родине. В 1970-е годы передала Шуйскому краеведческому музею, музеям сел Введенье и Васильевское коллекцию живописи, фарфора, стекла, мебели, костюмов, редких книг (всего около 1000 предметов).

«И вдруг — звонок с Киностудии имени Горького с предложением сняться в эпизоде в фильме «Анна на шее». Мазурова даже растерялась. «Попробуй, Катюша! — начал убеждать муж. — В конце концов, кино — тот же театр. И я буду рядом с тобой».

Всего несколько съемочных дней — эпизод в церкви — и жизнь актрисы вышла на новый творческий виток. Несмотря на то, что от всей роли остался только один крупный план, ее заметили. Уже через год Леонид Гайдай пригласил Екатерину Мазурову на большую роль в свой единственный «серьезный» фильм «Долгий путь». Актриса сыграла роль матери Раечки. Работа так увлекла ее, что Екатерина Яковлевна по-настоящему ожила, стала чувствовать себя намного лучше. И после этой ленты Мазурову стали постоянно приглашать и в кино, и на телевидение. Новое дело вскоре стало привычным и радостным. Снова волнения, ожидания звонка, репетиции, примерка костюмов, грим, съемки. Жизнь вновь заполнилась творческим горением. Один за другим выходили фильмы «Дело было в Пенькове» (жена председателя Марья Федоровна), «Дом, в котором я живу» (домработница Серафима), «Екатерина Воронина» (лифтёрша), «Трое вышли из леса» (мать Геннадия), «Воскресение» (сиделка в тюремной больнице), «А если это любовь?» (бабушка возле учительской), «Непридуманная история» (теща Степана Ивановича), «Полустанок» (бабка Татьяна). Самая знаменитая бабушка в галерее образов Екатерины Мазуровой — это, безусловно, бабушка Кости Иночкина в любимой комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Всего три сцены, но их помнит каждый. Вот бабушка ищет Костю по всему лагерю, вот она прыгает через речку, ну и ее первое появление: «Костя! Ты меня в гроб вгонишь!» Зрители хохочут. А сама актриса этот фильм никогда не смотрела. И на это были трагические причины. <…>

Самой известной и звездной ролью Екатерины Мазуровой стала старуха Настасья Борисовна из мелодрамы Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». У этой работы была долгая предыстория. Ранее Кулиджанов и Сегель снимали Мазурову в небольшой роли домработницы в фильме «Дом, в котором я живу», но много материала, к сожалению, ушло в корзину. Режиссеры просили актрису не огорчаться, извинялись, а через несколько лет Кулиджанов вызвал Мазурову в свою новую картину «Когда деревья были большими». <…>

Екатерина Яковлевна жила в маленькой квартирке с соседями на первом этаже возле Курского вокзала. Была превосходной, по-старинному, хозяйкой. Устроила под полом погреб — все для квашенной капусты, моченых яблок, маринованных грибов собственноручного приготовления! В таких скромных условиях заслуженная артистка РСФСР прожила до восьмидесяти лет. Когда дом начали ломать, Мазуровой предложили переехать в новый район Марьино, чего ей очень не хотелось. Ей советовали обратиться за помощью к Юрию Никулину, да и Никита Михалков обещал решить этот вопрос, если она согласится сниматься в «Обломове», но Екатерина Яковлевна никого ни о чем не хотела просить. Каким-то способом решила все сама и переехала в Лефортово.
Человек домашний, Екатерина Яковлевна все равно оставалась центром притяжения. Каждую субботу у нее собиралась компания: близкие, родственники мужа, друзья по театру в Потсдаме, выпивали, играли в карты, смеялись. Дни рождения отмечались обязательно дважды: с родней и актерами. На праздники всегда готовила кролика.

Неожиданно пришедшая известность не изменила старую актрису, не вскружила ей голову. Соседи знали ее давно, а теперь стали узнавать и прохожие на улице. Правда, период этот был не долгим, и так как Мазурова очень быстро ушла из кино, звездой она стать не успела. Не написали о ней больших статей, не сняли документальных фильмов. И то, что прожила она 95 лет и ушла из жизни не так давно, знали только близкие да жители маленького города Шуя.

В дар этому городу Екатерина Яковлевна передала в общей сложности более тысячи экспонатов. В дарственной она писала: «Шуя дала мне возможность стать актрисой и открыла путь в большое искусство. Собранные вещи за всю мою жизнь с глубокой любовью завещаю только городу Шуе». В советские годы таких благотворителей, как Мазурова, было очень немного. Но она привыкла отдавать — талант, силы, доброту, всю себя. И ничего не просила взамен».

Капков С. Судьба и коллекция актрисы Екатерины Мазуровой [Электронный ресурс] / С. Капков // Культурная столица: [официальный сайт]. – СПб., 2018. – URL: http://kstolica.ru/publ/zhzl/ekaterina_mazurova/20-1-0-669 (07.04.2018)

Фрагменты художественных фильмов «Дядя Ваня» (реж. А. Кончаловский, 1970), «Когда деревья были большими» (реж. Л. Кулиджановдер, 1961) и «Хозяин тайги» (реж. В. Назаров, 1969).

Источники:

Скорбилин В. Мазурова Екатерина Яковлевна // Старая столица. – Вып. 7. – Владимир, 2013. – С. 145-146.