Всего на сайте
изданий:  2948
статей:  906
Электронная библиотека
search

Жильцов Алексей Васильевич

(1895-1972)

Актер театра и кино, театральный режиссер. Народный артист РСФСР (1948). Народный артист СССР (1968). 

Родился 9 (21) февраля 1895 в селе Ярышево Суздальского уезда Владимирской губернии (ныне Гаврилово-Посадский район Ивановской области) в крестьянской семье. Окончил четырехклассное городское училище в г. Гаврилов Посад, курсы телеграфистов в г. Иваново-Вознесенск, электротехническую школу в Москве. В 1924 окончил третью студию МХАТа и поступил в труппу театра. В 1927 основал студию Народно-героического театра и до 1937 был ее руководителем, ставил спектакли, в которых выступал и как актер. Среди его ролей: Клещ («На дне»), Наркис («Горячее сердце»), Тетерев («Мещане»), Квач («Враги»), Павлин («Егор Булычев и другие»), Лопахин («Вишневый сад»), Прибытков («Последняя жертва») и другие. Поставил ряд спектаклей на радио и телевидении. Снялся в нескольких фильмах.

«Полвека провел он на сцене прославленного театра (МХАТ), сыграл 70 ролей в разных спектаклях.

Родился в селе Ярышево Гавриловской волости Суздальского уезда. Жильцову с самого начала везло на учителей. Начальное образование Алеша получил в родном селе у Елизаветы Александровны Сваинской, а заканчивал учебу в соседнем Закомелье у Татьяны Ивановны Шумиловской. Она дала очень многим крестьянским детям хорошие знания и путевку в большую, взрослую жизнь. В сельской школе будущий актер впервые соприкоснулся, очевидно, и с драматическим искусством. При школе Шумиловской активно действовал драматический кружок, которым руководил один из первых ее выпускников Н. А. Ананьин – на тот момент студент Льежского университета. На Алешу Жильцова сценическое действо производило впечатление, а игра увлекала, волнуя мальчишеское воображение. И задатки к лицедейству у него были...

В 1916 году на сцене Петроградского Народного Дома Алексею Жильцову довелось посмотреть и послушать почти все оперы с участием Федора Ивановича Шаляпина. «Увидев первую оперу с Шаляпиным, - вспоминал Алексей Васильевич, - я уже не мог пропустить его выступлений». И где тогда ему – крестьянскому парню – было знать, что всего через 6 лет Ф. И. Шаляпин будет восторженно смотреть «Принцессу Турандот» с его, Алексея Жильцова, из Суздальского уезда родом, участием. В Москве! Причем, сразу в трех ролях: Мудреца, Измаила и Тимура.

Революция застала Алексея в солдатской шинели рядового штаба Петроградского гарнизона. Секретарь полкового комитета, он был в гуще событий. В апреле 1918 года, закончив прерванную учебу в электротехнической школе, Жильцов перебирается в Москву, где вскоре избирается секретарем Московского технического комитета, состоявшего в основном из фронтовиков. Находясь в первом списке, как тогда говорили, новой советской интеллигенции, А. Жильцов имел широкие возможности для выбора поприща. Но – увлекли театр, искусство. Алексей поступает в студию Е. Б. Вахтангова…

Работа А. Жильцова над первыми ролями: Никиты из пьесы Л. Н. Толстого «Власть тьмы», Андрея Белугина («Женитьба Белугина» А. Н. Островского), Генерала («Свадьба» А. П. Чехова) получила высокую оценку Евгения Вахтангова. На третьем году работы в студии был создан знаменитый спектакль «Принцесса Турандот», принесший славу гениальному режиссеру и педагогу и ставший лебединой песней Е. Б. Вахтангову. Когда основная труппа МХАТа во главе с К. С. Станиславским уехала на гастроли в Америку, студийцы (ученики Вахтангова) стали выступать на мхатовской сцене…».

Волченков Б. Юбилей земляка / Б. Волченков // Вечерний звон. – 1995.  – № 6 (33). – С. 4.

Фрагменты художественных фильмов «В поисках радости» (реж. Г. Рошаль, В. Строева, 1939), «Заре навстречу» (реж. Т. Лукашевич,1959),  «Мичурин» (реж. А. Довженко,1948) и телеспектакля «Школа злословия» (реж. А. Роом, Н. Горчаков,1952).

Источники:

Владимирская энциклопедия : биобиблиографический словарь : А-Я. – Владимир, 2002. – С. 171–172.