Всего на сайте
изданий:  10514
статей:  1169
Электронная библиотека
search

Наживин Иван Федорович

(1874-1940)

Известный писатель русского зарубежья Иван Федорович Наживин родился 6 сентября 1874 г. О месте его рождения существуют разные мнения: это или Москва, как указано во многих энциклопедических словарях, или м. Пантюки Владимирского уезда (ныне территория Собинского района Владимирской области), судя по последним сведениям исследователей.

Его отец – Федор Миронович – разбогатевший на торговле лесом крестьянин из д. Буланово Владимирского уезда, мать из крепостных крестьян с. Черкутино. В 1900-е гг. вместе с односельчанином купцом 2-й гильдии В.М. Тарасовым Ф.М. Наживин построил в Буланове церковь, дом для духовенства, больницу, ветлечебницу, народное училище, превратив деревню в культурный центр для всей округи.

Иван Федорович называл Буланово «родным гнездом». «Я сын мужика, выросший среди народа»,– подчеркивал он в автобиографии. Свои произведения в 1900-е гг. Наживин подписывал псевдонимом «И. Булановский», жил в Буланове, хорошо знал жизнь крестьян. Иван вырос в окружении родной природы, в юности был заядлым охотником. Первый его рассказ «Агапыч» был напечатан в начале 1890-х гг. в журнале «Природа и охота».

Наживин учился в реальном училище, но, не окончив его, в течение двух лет занимался, как и отец, торговлей лесом. Благодаря материальной поддержке отца он с 1892 г. имел возможность подолгу жить за границей, в основном во Франции и Швейцарии, в России бывал наездами.

На писательскую судьбу Наживина повлияла встреча его с Л.Н. Толстым, бывшим кумиром детских лет, недосягаемой звездой в юношестве. Определяющими всю дальнейшую жизнь стали 1901-1910 гг., они начались знакомством, продлились дружбой, завершились близким духовным родством с Л.Н. Толстым. В 1911 году Наживин опубликовал книги о великом русском писателе: «Дедушка Толстой», «Из жизни Л. Н. Толстого».

В собрание  сочинений Наживина, вышедшем в Москве (т. 1-8, 1910-917 гг.), вошли ранние рассказы, 1-я книга  автобиографических записок «Моя Исповедь»  (1912), романы  «Сфинкс», «Белые голуби принцессы Риты» (1913), сборник лирических миниатюр «Вечерние облака.  Книга тихого раздумья» (1916), сборник рассказов «Кикимора»  (1917).

Отметив, что «Иван Наживин – имя довольно видное в литературе нашей», Максим Горький отозвался о «Моей Исповеди» как о книге «на протяжении двух третей скучной, торопливо и небрежно написанной», интеллигенция  получила в ней «возмездие в форме различных пинков и плевков». «О Наживине не стоило бы говорить, не будь он единицей в тысячах  русских людей, изуродованных безобразной нашей жизнью,...отчаявшихся и впавших в крикливый, а потому оглушающий молодое поколение,  заразный нигилизм».

До 1917 года писатель выступал против «гнилого правительства», впоследствии свидетельствовал, что много лет стоял  «на довольно левых позициях», но уже под впечатлением революции 1905-1907 гг. эволюционировал к более умеренным взглядам, поскольку, как он утверждал, «началось великое нравственное падение русского народа», «вся страна  кипела кровью  и все гуще наливалась злобой». Нарастание вражды рабочих к предпринимателям отобразил в рассказе  «Забастовка»  (1906).

Октябрьские события 1917 года И.Ф. Наживин встретил враждебно, считая, что началось великое нравственное падение русского народа. Почти весь этот год он жил в родных местах Владимирской губернии, но бывал также и в Москве. Позднее, как очевидец, описал в «Записках о революции» и в романе «Распутин» революционные события 1917 года во Владимирском крае.

Осенью 1918 года Наживин выехал на юг России, в январе 1919 года был в Одессе. Участвовал в Белом движении, публиковал пропагандистские брошюры. В 1920 году эвакуировался из Новороссийска  в Болгарию. Жил в Югославии (Новый Сад), Австрии, Германии. В Вене возглавлял отдел  в издательстве «Детинец». В 1924 году писатель поселился в Бельгии.

Своё отношение к событиям 1917 года он выразил в «Записках о революции» (Вена, 1921), оценивая революцию как «банкротство  левых деятелей»: «Мы представляли себе нашу роль  в истории, как какой-то триумфальный марш по вершинам веков в поучение всем народам. Мы ошиблись. Нам предстоит не светлое торжество победителей, а уныние и позор... и тяжелая работа по исправлению наших страшных ошибок». Его произведение о революции И.А. Бунин назвал талантливой книгой.

Вслед за «Записками о революции» Наживин издал автобиографические книги «Накануне: Из моих записок» (Вена, 1923) и «Среди потухших маяков: Из записок беженца» (Берлин, 1922). Раскрывая название последней, Наживин писал: «Наше время... – время крушения утопизма, всякой социальной фантастики. Утопизм рухнул в пучину голода и крови»; большевизм – «это только заключительный аккорд тысячелетнего безумия». «Потухшим маяком» стали для Наживина и надежды на спасительный Запад. «Главный трагизм нашего положения, – писал он, – мы не знаем, что делать, куда идти».

В эмиграции писатель создал десятки исторических романов, пытаясь осмыслить истоки событий, свидетелем которых ему довелось быть. Среди сочинений этих лет роман «Распутин», призванный доказать, что в социалистической революции в России виновно бездарное правление Николая II. Эта книга о России 1910-1920 гг. была переведена на европейские языки, оценена многими писателями, в том числе Томасом Манном и Сельмой Лагерлеф.

Идеи «народности и православия» И.Ф. Наживин развивал в исторических романах «Распутин» (1923-1924), «Перун. Лесной роман» (1927), «Глаголют стяги… Исторический роман из времен князя Владимира» (1929), «Кремль. Хроника XV – XVII вв.» (1931), причем писатель не избавился в этих произведениях от недостатка, свойственного ему и в ранние годы творчества. Так, писатель В. Г. Короленко писал в 1900 г. о неопубликованном романе Наживина «В царстве всемогущих», что «это материал для небольшого очерка, искусственно растянутый до размеров целого большого романа».

И. Ф. Наживин написал также несколько религиозных романов: «Евангелие от Фомы», «Иудей», «Бес, творящий мечту».

Наряду  с документальной прозой писатель издал большое число   беллетристических произведений – повесть  «Четверть  века спустя» (1922), рассказы для детей «В деревне», сборник рассказов «Перед катастрофой» (1922) и др.

В публицистике 1930-х гг. Наживин осуждал промонархистское движение в среде эмиграции. В книге «Национальная слава и национальный позор. О Николае II» (1933) он писал о последнем царе как о личности, «которую хотелось бы вырвать из нашего прошлого», осуждал его как виновника небывалого разорения страны, вызвавшего революцию.

Понимая свою бесперспективность пребывания в эмиграции, Иван Федорович стал мечтать о возвращении на родину, в 1926 году он через советского консула ходатайствовал о предоставлении ему возможности возвратиться на родину. В 1934 году Наживин с той же просьбой обращался к И. В. Сталину. Вернуться на родину ему не довелось, так как ходатайства не были удовлетворены.

В годы эмиграции продолжалось издание собрания сочинений Наживина, начатое в Москве. В 1926-1935 гг. отдельные тома выходили в Париже, Новом Саде, Риге, Тяньцзине (всего 41 том).

Умер Иван Федорович Наживин в Брюсселе 5 апреля 1940 г.

С его именем связан целый пласт русской национальной культуры. Литературное наследие писателя, десятилетиями хранившееся в «спецхране» Российской государственной библиотеки, в библиотеке Ясной Поляны Тульской области, в архивах и книжных собраниях русского зарубежья ныне частично переиздается в общем потоке возрождающейся литературы русского зарубежья.

Владимирский писатель Николай Лалакин и родственники Ивана Наживина, живущие сегодня во Владимирской области, рассказывают о жизни и творчестве Ивана Наживина.

Источники:

Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2009 год / Владимир. обл. универс. науч. б-ка им. М. Горького, Отдел краев. библиогр.; сост.: М.П. Попова, Т.Б. Шестернина; ред. Т.Б. Шестернина. – Владимир : Атлас, 2008. С. 63-68.