Тихонравов Михаил Клавдиевич
«Безусловно, основоположником самой мысли о прорыве в космос нужно считать К. Э. Циолковского. Он же разработал основные принципы полета в безвоздушном пространстве, открыл фундаментальные законы. Ну, а практическими воплотителями стали С. П. Королев и М. К. Тихонравов. Их мощнейший многолетний союз – одно из самых замечательных явлений в нашей истории».
профессор Г. Н. Пашков
«Космос - более грозная стихия, чем, например, океан и атмосфера. Считать, что полеты в космос легки – значит упрощать дело. Полеты в космос возможны, но они трудны и опасны. Средства устранения опасности этих полетов будут найдены, человек проникнет в Космос, и космические полеты когда-нибудь станут обыденным явлением».
М. К. Тихонравов
Ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики. Участник создания первых советских искусственных спутников Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций. Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 16 (29) июля 1900 г. во Владимире в семье Тихонравовых. Отец – Клавдий Михайлович – почетный гражданин города Владимира, окончил юридический факультет Петербургского университета, а мать Александра Николаевна – Бестужевские курсы.
Через два года после рождения сына семья перебралась в Петербург. Здесь Михаил обучался в классической гимназии №3. Однако, в 1918 г. семья вернулась во Владимирскую губернию. Они обосновались в городе Переславль-Залесский. Здесь Михаил Тихонравов стал первым в городе комсомольцем. В 1919 г. добровольно вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). Был заведующим агитационно-просветительным отделом Переславль-Залесского уездного военного комиссариата. В Переславль-Залесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике сохранились документы – отчеты о командировках агитатора Михаила Тихонравова.
В мае 1920 г. М.К. Тихонравова переводят во Владимир инструктором культурно-просветительного отдела губернского военкомата, а оттуда направляют на фронт. В сентября того же года он становится слушателем Института инженеров Красного Воздушного Флота, созданного другим владимирцем Николаем Егоровичем Жуковским.
После окончания института Тихонравов работает у знаменитого авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, участвует в создании ряда самолетов – первенцев советской авиации, в том числе и легкого ночного бомбардировщика У-2. Одновременно он начинает серьезно осваивать теоретические основы ракетной техники.
Поворотной для Михаила Клавдиевича стала встреча на всесоюзных соревнованиях планеристов в Коктебеле в конце 20-х годов с Сергеем Королевым.
М.К. Тихонравов стал соратником и единомышленником С.П. Королева, поддержав его идеи создания реактивных двигателей и ракет.
В 1932 г. совместно с Сергеем Королёвым, Фридрихом Цандером и Юрием Победоносцевым участвовал в создании московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД). С этого же года Тихонравов руководил в ГИРДе бригадой № 2, которая занималась разработкой первого советского двухступенчатого ракетного двигателя, участвовал в создании первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. В августе 1933 г. первая отечественная ракета «09» конструкции М.К. Тихонравова под руководством С.П. Королёва успешно совершила полет с Нахабинского полигона.
Позже на основе ГИРДа и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был организован Реактивный Научно-исследовательский институт (РНИИ) Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР.
С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы. Однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свернуты, и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш».
В 1940-1943 гг. Тихонравов возглавлял конструкторскую группу, которая под общим руководством А. Г. Костикова занималась разработкой нового опытного истребителя-перехватчика «302» с комбинированной силовой установкой (жидкостный реактивный двигатель и воздушно-реактивный двигатель).
В 1945 г. М.К. Тихонравов приступил к разработке проекта ВР-190 – пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км. Параллельно продолжал проектирование составных ракет пакетной схемы, разрабатывая способы расчета траекторий их полетов. В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из НИИ-1 во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук. Долгие годы за ним сохранялась роль научного координирующего органа среди научных организаций Министерства обороны по развитию баллистических ракет всех классов.
М.К. Тихонравов становится заместителем начальника НИИ-4, куда была переведена и созданная им группа специалистов. Работа Михаила Клавдиевича получила своё дальнейшее развитие и вскоре, наряду со стратегическим ракетным вооружением, стала вторым главным направлением научных исследований в Институте.
Так в созданном Михаилом Клавдиевичем отделе стали разрабатывать способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, оптимальные конструктивно-баллистические параметры ракет.
В апреле 1947 г. М.К. Тихонравов был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению реактивного вооружения (4-е отделение), временно исполнял обязанности академика-секретаря отделения.
Уже в 1949 г. на основе имеющихся в то время результатов научных исследований по пакетным ракетным схемам М.К. Тихонравов приходит к научно обоснованному выводу о технической возможности достижения первой космической скорости на существующей технологической базе создаваемых ракет.
На заседании заседании учёного совета НИИ-4 14 июля 1948 г. М.К. Тихонравов сделал доклад «Пути осуществления больших дальностей стрельбы», в котором изложил идеи создания ракет, способных достичь любых дальностей и даже вывести на орбиту искусственный спутник Земли. За этот доклад М.К. Тихонравов был снят с должности зам. директора института, а его отдел расформирован. И только защита С.П. Королева и М.В. Келдыша позволили остаться ему консультантом. Идея об использовании баллистических ракет для запуска космических аппаратов в то время была настолько необычной, что против нее выступил даже зам. Королева В.П. Мишин, который через несколько лет осуществлял запуски спутников по методу, который предложил Тихонравов.
Но «группа Тихонравова» свою деятельность не прекратила. «Подпольная корпорация», как они себя назвали, занималась «запретной» тематикой во внерабочее время. Михаил Клавдиевич поддерживал постоянную связь с Сергеем Павловичем Королевым и регулярно высылал ему результаты исследований, о которых знал и М.В. Келдыш. Королев и Тихонравов понимали: осуществить запуск спутника Земли они смогут только совместными усилиями. О работе группы ученых в книге «Пятьдесят лет в космической баллистике» писал соратник Михаила Тихонравова, известный учёный, лауреат Ленинской премии Анатолий Викторович Брыков.
В эти сложные годы М.К. Тихонравов начал вести преподавательскую работу в МВТУ им. Н. Э. Баумана, на Высших инженерных курсах, заведовал кафедрой в Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского. С 1960 года он также преподавал в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе.
Благодаря усилиям С.П. Королева, с января 1954 г. в институте была официально открыта тема «Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли». М.К. Тихонравов продолжил работу в качестве научного руководителя этой темы. Группа специалистов института под руководством М.К. Тихонравова впервые в стране разработала и обосновала предложения по изучению космического пространства с помощью искусственных спутников Земли. В более широком плане результаты этих исследований представляли собой пути создания сверхдальних ракет. Так на самой ранней стадии зародилась пакетная схема первой боевой двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.
К середине 1954 г. технический облик ракеты «Р-7» полностью определился. В том же году М.К. Тихонравов с сотрудниками предложили первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства – от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций-лабораторий, достижение Луны, включая облет и посадку на ее поверхность.
В 1955 г. он представил три варианта искусственных спутников различного назначения.
В декабре 1955 г. Тихонравов был уволен из Вооружённых сил в запас в звании инженер-полковника. По приглашению С.П. Королева он перешел на работу в руководимое им Опытно-конструкторское бюро №1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.
М.К. Тихонравов принимал активное участие в работе над первым искусственным спутником Земли, получившим кодовое название — ПС-1 (Простейший Спутник-1). 4 октября 1957 г. состоялся успешный запуск «Спутника-1» — этот день принято считать началом космической эры человечества.
После запуска первого искусственного спутника Земли, а затем успешного полета спутника с живым существом на борту М.К. Тихонравов стал лауреатом Ленинской премии.
17 июня 1961 г. за участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля Михаил Клавдиевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
В дальнейшем отдел под руководством М.К. Тихонравова занимался, в частности, разработкой тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.
Много лет М.К. Тихонравов занимал пост заместителя главного редактора журнала «Космические исследования».
Михаил Клавдиевич Тихонравов умер в Москве в 1974 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Именем Тихонравова названы улицы в городах Владимире и Королёве, кратер на Марсе, а также 50-й ЦНИИ военно-космических сил имени М.К. Тихонравова в городе Юбилейный. В 2011 г. решением Городской Думы Михаилу Клавдиевичу Тихонравову было посмертно присвоено звание «Почётный гражданин города Переславля-Залесского».
После его смерти осталось более 200 опубликованных и неопубликованных статей и книг по вопросам планеризма, аэродинамики, ракетной техники, а также фундаментальные труды «Основы теории полета и элементы проектирования искусственных спутников Земли» – результат работы «группы Тихонравова» и «Основные воззрения физики» (остался не оконченным). Идеи К.Э. Циолковского, М.К. Тихонравова и его группы были поддержаны и далее улучшены и реализованы в ракетах Р-7, «Восток», «Протон», «Энергия», в США — «Спейс-Шаттл», в ракетно-космической технике Японии, Китая…
В фильме режиссера Юрия Кары «Королев» отображены некоторые эпизоды из жизни Михаила Клавдиевича Тихонравова, нашего земляка, уроженца города Владимира.