Всего на сайте
изданий:  10240
статей:  1150
Электронная библиотека
search

Первая городская электростанция (г. Владимир)

Самая первая в городе электростанция появилась в Мальцовском ремесленном училище в 1885 г. благодаря инженеру Дмитрию Константиновичу Советкину. Но она использовалась только для освещения мастерских этого образовательного учреждения.

А вот общественная центральная электростанция в городе была открыта лишь в 1908 году. Она находилась на Царицынской улице (сейчас – улица Гагарина). История ее появления такова.

8 (21) января 1908 г. во Владимирскую городскую управу поступило заявление от инженера Константина Александровича Русакова. Он предложил «построить во Владимире за мой собственный страх и риск электрическую станцию, имеющую цель снабжать город и его население электрической энергией». 

Городские власти дали согласие на это выгодное предложение. Таким образом, будущая электростанция еще до своего появления оказалась в руках частного владельца.  Кстати, в народе ее называли «электростанцией инженера Русакова», по имени организатора и владельца.

На Ерофеевском спуске, напротив и чуть ниже Народного дома, Русакову отвели земельный участок. Закладка станции состоялось 20 августа (2 сентября) 1908 года. Уже к концу 1908 г. появилось просторное кирпичное одноэтажное здание электростанции. Были сделаны фундаменты под дизели и динамо-машины. Планировалось установить два двигателя системы «Дизель» и две динамо-машины (по 75 и 35 киловатт). Соединялись они между собой длинной ременной передачей. 

Первый ток Владимирская электрическая станция дала 5 (18) декабря 1908 года. После предварительного осмотра электростанции особой комиссией губернского правления было решено попробовать ненадолго включить электроустановку. Была запущена первая динамо-машина, благодаря которой освещались самые ближайшие магазины.

Официальное открытие электростанции состоялось 8 (21) декабря 1908 года.

А 9 (22) декабря пробное освещение зажглось в ресторане Н. А. Чернецова, о чем сообщалось в газете «Старый владимирец».

Появление в городе электричества вызвало у жителей большой интерес: многие захотели сменить тусклые керосинки на электрические лампочки.

В марте 1909 г. на электростанции была смонтирована вторая динамо-машина. К 1 (14) октября 1909 г. полностью были завершены все работы. К распределительной сети подключили учреждения губернской и городской власти, лавки, трактиры и дома богатых обывателей, которые располагались поблизости – всего 60 абонентов. Центральные улицы города были освещены фонарями и дуговыми лампочками на 20 опорах.

Технические показатели первой электростанции были невелики. Мощность ее при пуске составляла 110 киловатт, вырабатывала она постоянный ток напряжением 220 вольт и предназначалась только для освещения.

В первый месяц работы электростанции инженер Русаков получил 339 рублей. Затем выручка увеличивалась: 1909 г. – 12 220 руб., 1910 г. – 26 939 руб., 1911 г. – 34 818 руб., 1912 г. – 40 281 руб. В 1914-м количество абонентов достигло цифры 550. Лампочка в 16 свечей обходилась обывателю в 0,5 коп. в час, а город платил предпринимателю по 125 руб. в год за каждый из 60 уличных фонарей. Для владельца дело оказалось прибыльным.

В 1910-е годы и особенно после революции нагрузка на электростанции непрерывно росла: к сети подключались новые госучреждения, магазины, домовладения. По сообщениям местных газет перегрузка электростанции приводила к тому, что вечером на окраинах Владимира напряжение падало почти в два раза.

В 1918 г. электростанция Русакова перешла в ведение отдела городского хозяйства. Плата за электроэнергию направлялась на расширение станции. Тогда же здесь был установлен локомобиль «Ланц». Городскую электростанцию обслуживали 50 электриков.

Станцию постоянно пытались модернизировать. В 1922 г. мощность силовых установок довели до 375 киловатт, а генераторов – 403 киловатта. К сетям было присоединено 900 квартир.

Время шло, нагрузка стремительно возрастала. Специальная комиссия в 1924 г., проведя ревизию, пришла к выводу, что изношенность оборудования электростанции на Царицынской улице катастрофически велика. Попытки усилить мощность электростанции за счет приведения в порядок котла локомобиля в 1926–1927 гг. успехом не увенчались.

Поломки на электростанции происходили постоянно, усиленный спрос на свечи и керосин во владимирских магазинах не падал. Периодически в газете «Призыв» печатались гневные письма и едкие фельетоны владимирцев, коротающих вечера в полутьме.

Отслужив свое, первая городская электростанция проработала до 1930-х гг. В 1945 г. ее ветхое здание снесли, и возвели на этом месте дом для работников завода «Автоприбор» (современный адрес – ул. Гагарина, д. 8).

К этому времени в городе уже работала ТЭЦ-1, возведенная в конце 1920-х гг. по плану ГОЭРЛО (Государственная электрификация России).

Источники:

Тюков Г. П. Электростанция // Записки владимирских краеведов. Сборник второй. – Владимир, 1998. – С. 82.

Город Владимир 1940-х годов в негативах А. А. Сидорова из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. – Владимир, 2016. – С. 15.

Артюх Д. Памятник ГОЭЛРО выставлен на продажу. – Текст: электронный // Зебра.ТВ : [сайт]. – URL:  https://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/pamyatnik-goelro-vystavlen-na-prodazhu/ (11.11.2022).

Зарождение энергетики во Владимирской губернии. – Текст: электронный // Музей виртуальной энергетики : [сайт]. – URL: http://www.energeticmuseum.ru/vladimir/expositions/doc1_vl/2/ (11.11.2022).

Лысова Т. Первая электростанция, цирк и... немцы. История Конной площади во Владимире. – Текст: электронный // Ключ-Медиа: [сайт]. – URL: https://kluch.media/materials/pervaya-elektrostantsiya-tsirk-i-nemtsy-istoriya-konnoy-ploshchadi-vo-vladimire/ (11.11.2022).