Всего на сайте
изданий:  10514
статей:  1169
Электронная библиотека
search

Железная дорога Владимирской области

Горьковская магистраль – одна из старейших железных дорог России. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 г. Московско-Нижегородская железная дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний, связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны, играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. Основные линии: Москва – Владимир (движение открыто в 1861 г.), Владимир – Нижний Новгород (1862 г.). Протяжённость на 1862 г. – 410 верст (одноколейный путь существовал до 1875 г.).

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. XIX в. Однако, вопрос о прокладке железной дороги был решён окончательно в 1857 г.

Строительные работы начались на участке Москва – Владимир в мае 1858 г.; на линии Владимир – Нижний Новгород к работам приступили весной 1859 г. На строительство привлекались вольнонаемные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. Трасса дороги прокладывалась среди глухого леса и пересекала множество торфяных болот. Все работы выполнялись ручным способом при помощи деревянных лопат с железными насадками, тачек с катальными досками, да грабарками с конной тягой для перевозки грунта на далекое расстояние. От тяжелого труда, скудной оплаты и плохой еды нередко возникали и волнения рабочих. А следствием частых волнений рабочих при постройке железной дороги стало увеличение полицейского штата на линии работ и учреждение особой жандармской команды – «для удержания рабочих в повиновении».

При строительстве железной дороги были возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты. Построены 26 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащённые в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде).

В истории известно много случаев, когда возникали конфликтные ситуации из-за отчуждения частных земель под строительство железной дороги и отсутствия за это денежной компенсации, а также споры между фабрикантами о близости магистрали к частным мануфактурам. Так, например, развернулась острая борьба между Богородскими, Зуевскими и Никольскими-Морозовыми, которые имели в этих местах свои ткацкие мануфактуры. Где проходить дороге – через Богородск, Зуево или Орехово? Победили Никольские-Морозовы, дав строителям соответствующую взятку, и железнодорожное полотно прошло в первую очередь через Орехово.

19 марта 1861 г. состоялось прибытие первого поезда во Владимир. Прибыл он из Москвы. Тогда только что построенный участок железной дороги Москва-Владимир еще не был официально открыт. И всё же по нему решили пустить экстренный состав для доставки во Владимирскую губернию долгожданного «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

14 июня 1861 г. состоялось официальное открытие участка железной дороги Москва-Владимир на протяжении 177 верст. В этот день в Москву был отправлен пассажирский поезд, состоявший из четырёх вагонов и десяти платформ. Однако, по сведениям из истории железной дороги, этот поезд в пути потерпел крушение, так как дорога не была полностью готова к эксплуатации.

А еще год спустя — с 1 августа 1862 г. — поезда из Москвы шли через Владимир уже до Нижнего Новгорода.

В 1878 г. были уложены вторые пути на участке Москва – Владимир (237 верст), в 1892 г. – до Нижнего Новгорода. В 1888 г. в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов.

23 августа 1893 г. по пути из Нижнего Новгорода в Петербург город Владимир единственный раз в жизни посетил Владимир Ленин для конспиративной встречи с марксистом Николаем Федосеевым. Встреча так и не состоялась. На доме, в котором планировалась встреча, позднее была размещена надпись: «Здесь был В. И. Ленин, приезжавший для встречи с Н.Е. Федосеевым». Дом не сохранился. Он был снесен за ветхостью в 1925 г. На месте дома, где побывал Ленин, была установлена стела 22 апреля 1970 г. к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

До 1894 г. дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893–1895 гг. Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой.

В мае 1918 г. дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).

Согласно статистике, в 20-х гг. XX века по железной дороге Владимир отправлял меньше, чем получал. Особенно сильное превышение ввоза над вывозом наблюдалось в отношении хлебных грузов. Главные предметы вывоза: строительные материалы (кирпич, цемент) и хлебные продукты, а ввоза: хлебные грузы, продукты лесоводства и минерального топлива.

В 1936 г. в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога (в 1932 г. Нижний Новгород переименовали в Горький), а из состава Московско-Казанской – Казанская железная дорога. В 1961 г. в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.

В годы Великой Отечественной войны рабочими вагонного и локомотивного депо Владимирского узла был построен бронепоезд «Феликс Дзержинский». 2 мая 1942 г. во Владимир прибыла группа военных, которые стали экипажем этого бронепоезда. Построенный, фактически, на одном энтузиазме бронепоезд, был введен в боевой строй в августе 1942 г. и успешно воевал до конца войны. «Феликс Дзержинский» участвовал в боях на Смоленщине, в Белоруссии, в Польше. Экипаж бронепоезда был расформирован летом 1946 г., а бронепоезд поставлен на запасном пути одной из украинских станций.

На машиностроительном предприятии имени Феликса Дзержинского, что расположен в Муроме, в годы войны был собран уникальный бронепоезд, носящий имя былинного героя здешних мест — «Илья Муромец». Спроектировали и создали его в 1942 г.

Сегодня паровоз стоит в качестве памятника в городе Муром, который оповещает каждого посетителя о маршруте, пройденном бронепоездом в годы войны. Это маршрут от города Горького через Москву, Беларусь, Польшу с окончательным пунктом во Франкфурте-на-Одере. Эта машина стала одной из наиболее мощных и неудержимых бронепоездов во всем мире.

Именно она разгромила в лобовой атаке бронепоезд немецкой армии под названием «Адольф Гитлер» в 1944 г. у городка Ковель. Именно она сбила 7 вражеских самолетов, 36 огневых позиций, 14 минометов и уничтожила почти 900 солдат и руководящего состава немецкой армии.

В 60-е годы на смену старым угольным поездам пришли электропоезда. Первый электровоз прибыл из Горького во Владимир в январе 1962 г.

30 мая 1971 г. со станции Владимир в Москву отправилась первая электричка. Так – «длинная, зеленая и пахнет колбасой» шутили в советском анекдоте-загадке, соединила ежедневными рейсами на электрической тяге Владимир и Москву.

Во Владимире создан и функционирует Музей железнодорожного транспорта. Он располагается рядом с вокзалом. Посетители могут ознакомиться с образцами подвижного состава, узкоколейными грузовыми и пассажирскими вагонами. Все экспонаты размещены под открытым небом. Особое место в экспозиции занимает паровоз серии «Л». Он являлся одним из лучших паровозов советской эпохи. Экспонат был прописан в городском депо и работал на участках до Орехово, Коврова, Мурома. Был построен в 1952 г. Паровоз попал в госрезерв в 1995 г., 1 августа 1999 г. установлен в музее, как символ трудовой славы локомотивного депо Владимира. Рядом с ним позже появились антикварный семафор, грузовой вагон узкоколейки, а также мемориал в честь погибших на войне железнодорожников.

Основным направлением развития железнодорожного сообщения Владимирской области на современном этапе является организация высокоскоростного движения. В 2010 г. состоялся запуск поездов «Сапсан» из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода; в 2013 г. открылось движение скоростного поезда «Ласточка» на участке Москва – Нижний Новгород.

Источники:

Выставка «…Колеса стучат по чугунным рельсам» [Электронный ресурс]  // Владимирская областная научная библиотека : [официальный сайт]. – Владимир, 2017. – URL: https://library.vladimir.ru/vystavki-2/vystavka-kolesa-stuchat-po-chugunnym-relsam.html (04.09.2017).

Дмитриев Ю. А. Улицы Владимира / Ю.А. Дмитриев, Н. И. Дятлова, Р. Ф. Савинова. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1989. – 256 с.

Днесь светло красуется : Владимир в старой открытке / [сост. В. П. Машковцев ; текст и стихи Т. П. Тимофеевой ; худож.: Ю. К. Ткачев, А. Е. Денисов]. – Владимир : Посад, 1993. – С. 140.

Энциклопедия открыток с видами городов и населенных пунктов Владимирской губернии до 1918 года / Машковцев В. П. – Владимир : [б.и.], 2011. – С. 230.

Муром. Памятник «Бронепоезд «Илья Муромец» / Фото Д. Смирнова // Муром : [комплект открыток]. – М. : Советская Россия, 1975. – 1 папка ([16] отд. л.). – (По городам Российской Федерации).