Всего на сайте
изданий:  2977
статей:  918
Электронная библиотека
search

Микулин Александр Александрович

(1895–1985)

«Когда в нашем небе еще летали тихоходы-»этажерки», Николай Егорович (Жуковский) говорил мне: «Авиация будет развиваться за счет двигателей. Наверное, здесь надо искать исток дела, которому я служу по сей день»».

А. А. Микулин

 

Российский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР, генерал-майор, инженер, Герой Социалистического Труда. Племянник Н. Е. Жуковского.

Родился 2 (14) февраля 1895 г. во Владимире в семье инженера-механика, служившего фабричным инспектором. Во Владимире прошло его детство.

Еще в юношеские годы Шура Микулин увлекся авиацией. Его привлекали полеты первых самолетов. Немалая заслуга в том принадлежала дяде Микулина Николаю Егоровичу Жуковскому, известному ученому, отцу русской авиации, который также был уроженцем Владимирской земли. В имении Жуковского в селе Орехово, что под Владимиром юный Александр проводил лето. И нередко Жуковский со своим племянником запускали бумажного змея, ездили на велосипеде, ходили на охоту.

В ноябре 1895 г. отец был переведен на другое место службы – в Херсон, затем в Одессу и Киев. Александр Микулин-старший рано заметил у сына влечение к инженерному делу и поэтому в 1912 г. отдал мальчика в киевское реальное училище, где приоритет был за техническими науками и иностранными языками. Шуре ему особенно нравилась физика. Он часами мог сидеть в физическом кабинете за опытами. Окончив реальное училище, А. А. Микулин поступает в Киевский политехнический институт. В институте были превосходные мастерские, в которых Александр с упоением осваивал литье, ковку токарные, фрезерные, сверильные, строгальные станки, различный инструмент.

После второго курса института Александр Микулин переводится в Императорское Московское высшее техническое училище (с 1918 г. - Московское высшее техническое училище (МВТУ), где работал его дядя Н. Е. Жуковский. Впоследствии Микулин оценил свой переезд так: «Я сразу попал в самый центр зарождающейся тогда семьи первых русских авиационных работников. Все они группировались вокруг профессора Жуковского». Здесь в Москве Микулин знакомится с будущими деятелями авиации А. Н. Туполевым, В. П. Ветчинкиным, В. С. Стечкиным, Б. Н. Юрьевым, А. А. Архангельским, А. С. Яковлевым и другими.

Вместе с товарищами А. Микулин работает над созданием первой в России аэродинамической лаборатории при Московском высшем техническом училище. Однако вопросы аэродинамики интересовали его меньше, чем других учеников Н. Е. Жуковского. Он оставил учебу в вузе и поступил конструктором в лабораторию по военным изобретениям, где вместе с Борисом Стечкиным участвовал в создании различных образцов военной техники, в частности бомбардировочного прицела, и конструировании гигантского трехколесного танка. Тогда же молодыми конструкторами, одному из которых (Микулину) едва исполнился 21 год, был сконструирован АМБС–1.

После Октябрьской революции Микулин работал в лаборатории по авиации МВТУ, в Комитете по делам изобретений, в Научно-автомоторном институте (НАМИ). В 1925 г. А. А. Микулина назначают старшим, а затем и главным конструктором НАМИ.

В 1928 г. Александр Александрович разработал 12-цилиндровый V-образный двигатель (АМ-34) – прообраз семейства поршневых авиационных двигателей этого типа.

С созданием двигателей семейства АМ-34 советское авиационное двигателестроение вышло на ведущее место в мире. Двигатели этой серии были установлены на самолетах АНТ-25 А. Н. Туполева, на которых в 1937 г. экипажи летчиков В. П. Чкалова и М. М. Громова совершили беспосадочный перелет через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. Эти же двигатели были установлены на бомбардировщиках ТБ-3 и ТБ-7 и др. Более мощные авиационные моторы разработки Микулина АМ-35 устанавливались на самолетах МиГ-3.

28 октября 1940 года Президиум Верховного Совета СССР за исключительные заслуги перед государством, выдающиеся достижения в области создания новых типов авиамоторов, поднимающих оборонную мощь СССР, присвоил А. А. Микулину звание Героя Социалистического Труда.

С началом Великой Отечественной войны Александр Александрович вместе со своим КБ не покладая рук повышает надежность и мощность двигателей, которые были сердцем самолетов. Самолеты, оснащенные двигателями Микулина, сражались с врагом в небе Сталинграда и Курска, Киева и Ленинграда, Варшавы и Берлина.

В 1943 г. Микулину в третий раз была присуждена Сталинская премия, которую он передал в фонд обороны страны. В этот же год ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы, а собрание Академии наук СССР за выдающийся научный и практический вклад в двигателестроение избрало его академиком.

После войны наступила эра реактивного двигателестроения. Под руководством А. Микулина были созданы мощные турбореактивные двигатели АМ-1, АМ-2, АМ-3. Последний много лет успешно работал на самолете Ту-104. Его двигатели ставили на свои реактивные истребители конструкторы Микоян и Яковлев.

Мир увлечений А. А. Микулина был необычайно разнообразен. В 1975 г. он окончил медицинский институт. Изобрел ионизатор, который хорошо лечил астму, сконструировал тренажеры для физических упражнений, турбоконденсаторы оригинальной конструкции.

В последние годы творческий поиск Микулина был направлен на проблему повышения жизнеспособности человека, он разработал оригинальную систему оздоровления, которую описал в книге «Активное долголетие» (М., 1977), которая была издана в нескольких странах тиражом более двух миллионов экземпляров. Сам он поддерживал отличную спортивную форму, особенно в последние десятилетия своей жизни, и скончался в возрасте 90 лет в Москве.

А. А. Микулин (под псевдонимом «Алексей Николаевич Бережков») стал главным героем романа А. А. Бека «Талант (жизнь Бережкова)» (1956), по мотивам которого в 1977 г. был снят четырехсерийный художественный фильм «Талант». Жизни и деятельности выдающегося конструктора посвящена документально-художественная повесть Л. Л. Лазарева «Взлет» (М., 1978).

А. А. Микулин – лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946). Был награжден орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, Дружбы народов, «Знак Почета», медалями.

Александр Александрович Микулин умер 13 мая 1985 г. и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В фильме «Талант» отображены некоторые эпизоды из жизни Александра Александровича Микулина, нашего земляка, уроженца города Владимира.

Источники:

Шереметьев Л. Г. Выдающийся конструктор – академик А. А. Микулин / Л. Г. Шереметьев // Успенский Н. А. Наши земляки – деятели науки и искусства / Н. А. Успенский. – Владимир, 1950. – С. 61–64.

Микулин Александр Александрович // Большая Советская энциклопедия – 3-е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С. 252.

Лазарев Л. Л. Взлет : док.-худож. повесть / Л. Л. Лазарев. – М. : Профиздат, 1978. – 272 с.

Белов А. Одна пламенная страсть // Сыны земли Владимирской : сборник / сост. Я. П. Москвитин. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1981. – С. 294–302.

Микулин Александр Александрович // Толкунова В. Г. Герои вдохновенного труда : владимирцы – Герои Социалистического Труда и Герои Труда России : библиографический указатель / В. Г. Толкунова ; МБУК «Центр. гор. б-ка» г. Владимира, Отдел краеведческих исследований. – Владимир : Транзит-ИКС, 2018. С. 62–65.