Крайненков Леонид Сергеевич
Советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
Родился 21 августа 1910 во Владимире. В 1927 году окончил школу во Владимире.
В 1928-1937 – окончил техникум и работал механиком. В 1941 – окончил операторский факультет ВГИКа и стал оператором «Мосфильма».
Фильмография:
1945 – «Без вины виноватые» (реж. В. Петров), ассист. оператора
1946 – «Беспокойное хозяйство» (реж. М. Жаров), ассист. оператора
«Наше сердце» (реж. А. Столпер), второй оператор
1947 – «Сказание о Земле Сибирской» (реж. И. Пырьев), ассист. оператора
1948 – «Суд чести» (реж. А. Роом)
1949 – «Падение Берлина» (реж. М. Чиаурели)
1950 – «Секретная миссия» (реж. М. Ромм) – совм. с Б. Волчек, А. Эгиной, А. Гафтом
1951 – «Незабываемый 1919 год» (реж. М Чиаурели), второй оператор
1953 – «Великий воин Албании Скандерберг» (реж. С. Юткевич)
1954 – «Золотые яблоки» (реж. Ф. Филиппов) – совм. с А. Харитоновым
1955 – «Дорога» (реж. А. Столпер) – совм. с А. Харитоновым
1956 – «Сердце бьется вновь» (реж. А. Роом) – совм. с А. Харитоновым
1958 – «По ту сторону» (реж. Ф. Филиппов)
«Жених с того света» (реж. Э. Рязанов)
1961 – «Человек ниоткуда» (реж. Э. Рязанов)
«Совершенно серьезно» (новелла «Как создавался Робинзон» (реж. Э. Рязанов)
1962 – «Гусарская баллада» (реж. Э. Рязанов)
1964 – «Гранатовый браслет» (реж. А. Роом)
1966 – «Девочка на шаре» (реж. Л. Шенгелия, Г. Комаровский)
1968 – «Далеко на Западе» (реж. А. Файнциммер)
1969 – «Цветы запоздалые» (реж. А. Роом)
1971 – «Преждевременный человек» (реж. А. Роом)
1973 – «Дача» (реж. К. Воинов)
1974 – «Ищу мою судьбу» (реж. А. Манасарова)
1976 – «Дни Турбиных» (реж. В. Басов) – совм. с И. Миньковецким
1979 – «Город принял» (реж. В. Максимов) – совм. с А. Климачевым
1981 – «Брелок с секретом» (реж. В. Токарева) – совм. с Ю. Клименко
1986 – «Люби меня, как я тебя» (реж. В. Токарева) – совм. с Н. Фудим
«Мы смотрим на экране новый художественный фильм – «Сердце бьется вновь» - и видим результат большой, кропотливой работы целого коллектива. В создании фильма принимал участие сильный творческий состав: художник С. Волков, операторы Л. Крайненков и А. Харитонов. К сожалению, все они оказались в плену режиссерской трактовки - изобразительная сторона фильма холодно-профессиональна и усугубляет то ощущение парадности и изолированности от жизни, о которых шла речь выше».
Магат Е. Под стерильным колпаком / Е. Магат // Искусство кино. – 1956. – № 12. – С. 27-34.
«Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» - прекрасный рассказ о любви… Тема «Гранатового браслета» оказалась тем светом, который был нужен Абраму Роому. Старая новелла Куприна в работе старого режиссера Абрама Роома оказалась молодой: в ней есть чистый огонь. Оператор картины Л. Крайненков - очень хороший оператор, особенно тогда, когда он снимает главное, то, в чем есть огонь».
Шкловский В. Высокая любовь / В. Шкловский // Искусство кино. – 1965. – № 5. – С. 93-95.
«Оператор Л. Крайненков снял всю трилогию («Гранатовый браслет», «Цветы запоздалые», «Преждевременный человек») в манере повествовательной, сдержанной, намеренно лишенной операторского изыска».
Гращенкова И. Литература и кинематограф – «песнь торжествующей любви» / И. Гращенкова // Гращенкова И. Абрам Роом. – М., 1977. – С.197-230.
«…режиссер А. Манасарова и оператор Л. Крайненков ничем практически не могут компенсировать погрешности сценария, хотя подобная «компенсация», конечно, всегда несколько иллюзорна. И тем не менее, какие-то неточности сценария можно было, вероятно, «сгладить» кинематографическими средствами. Но художественно фильм беден, театрально-иллюстративен, без каких-либо попыток создания собственного образного мира, определенной, я бы сказал, образной среды. Центр тяжести перенесен на диалоги. Их надо слушать. Текста огромное количество. И камера покорно следует за ним. Но подобная организация действия ведет не просто к утрате динамики. Актерам невозможно в таких условиях «держать» внимание. Кинодиалог - это не диалог в театре и не диалог в романе. Захочется ли слушать, когда нечего смотреть? Захочется ли вникать в весьма сложные философствования, когда кадр страдает отсутствием образного смысла? <…> режиссеру и оператору в первую очередь не удалось создать образы, условно говоря, «земной жизни», земной поэзии, которой надлежит взять верх над миром мифов. Режиссер имитирует реальное течение жизни и уходит в унылые подробности быта. Элементы символики приобретают декоративный характер, а постоянное нагнетание темных тонов в кадрах, где действует отец Александр, - поражает иллюстративностью».
Демидов А. Разведка темы (фильм «Ищу мою судьбу») / А. Демидов // Искусство кино. – 1975. - № 12. – С. 44-57.
«Трудным будням милиции посвящена остросюжетная лента «Город принял!», съемки которой ведут кинематографисты «Мосфильма». Сценарий написали братья Аркадий и Георгий Вайнеры - авторы целого ряда детективных произведений. Ставит фильм молодой режиссер Вячеслав Максаков. Снимают фильм «Город принял!» операторы-постановщики Л. С. Крайненков (наш земляк, заслуженный деятель искусств РСФСР), А. М. Климачев. Главный художник – Г. А. Мясников».
Велицын Б. «Город принял!» / Б. Велицын // Призыв. – 1979. – 8 ноября. – С. 4.
Фрагменты художественных фильмов оператора Леонида Сергеевича Крайненкова «Гранатовый браслет» (реж. А. Роом, 1965), «Ищу мою судьбу» (реж. А. Манасарова, 1974)», «Секретная миссия» (реж. М. Ромм, 1950) и «Сердце бьется вновь» (реж. А. Роом, 1956).
Источники:
Кино: энциклопедический словарь. – М., 1986. – С. 214. Операторы советского кино / Госфильмофонд России; сост. Н. Чемоданова. – М., 2011. – С. 182-183.