Саврасов Виктор Сергеевич

(1924–1976)




Виктор Сергеевич родился 3 сентября 1924 года во Владимире в семье крестьянина, впоследствии его отец работал поваром, мать была колхозницей.

Окончив школу, Виктор поступил учиться во Владимирский механический техникум (ныне – авиамеханический). Но учебе помешала начавшаяся война. Как и многие юноши, он ушел с оружием в руках защищать Родину. В годы Великой Отечественной войны служил в танковых войсках. На войне он рисовал своих однополчан, и они посылали эти карандашные портреты домой, вместо фотокарточек. В 1945 году Виктор был тяжело ранен под г. Брно в Чехословакии. Ранение для 20-летнего танкиста могло стать смертельным: осколок немецкой мины пробил бы сердце, но его энергию погасили корочки комсомольского билета. Этот пробитый, залитый кровью комсомольский билет до сих пор хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Вернувшись после войны во Владимир, Саврасов окончил техникум, но работать по специальности не стал. Желание лепить, как художник пишет в своих воспоминаниях, у него возникло, когда он лечился после войны в санатории, на берегу моря. Он рассматривал отполированные волнами камешки и удивлялся: «Сколько же времени нужно морю, чтобы так обработать их?». И ему захотелось постичь секреты мастерства обработки камня. По совету искусствоведа Н.П. Сычева он поступил учиться в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, где обучался пластике и приемам обработки гранита и мрамора и, конечно, глины, которая является исходным материалом в скульптуре. Окончив его в 1951 году, Саврасов возвратился домой и в родном городе в скором времени стал признанным скульптором.

В 1958 году на областной выставке к 850-летию родного города, художник показал свои работы. Среди них выделялась мраморная миниатюра «Герой Шипки генерал Столетов», которую позднее он подарил болгарскому музею.

Виктор Сергеевич Саврасов работал по заказам государства, поэтому тематика его работ специфическая. В те времена иначе быть не могло. Но ремесленником Виктор Саврасов никогда не был. Даже в жестких идеологических рамках он оставался творцом. Это было нелегко. Эскизы фигур культовых героев страны приходилось утверждать в столице. Работал Саврасов и над ленинской тематикой, им создано много скульптурных портретов вождя советского государства В.И. Ленина.

В 1958 году Саврасов стал членом Союза художников СССР. С этого времени он постоянно ездил на творческие дачи – в Ригу, Переславль-Залесский, Гурзуф, Ялту. Побывав на творческой даче Союза художников «Майори» под Ригой, он познакомился и на всю жизнь увлекся художественной керамикой. Там он изучал технологию и секреты керамического искусства. По итогам работы на «Майори» на свет появились выполненный в фарфоре бюст Коперника, позднее переданный во Владимирский планетарий, мелкая поливная пластика – например, композиция «Сивка-бурка», рельефы, декоративные блюда с использованием цветных глазурей и смальты. Как отмечают искусствоведы, керамические изделия Виктора Саврасова, отличаются высокорельефностью и яркими красками, а сделаны они из особого материала – майолики.

Саврасов много и плодотворно трудился в области скульптуры, декоративного и оформительского искусства. Он участвовал во многих всесоюзных, республиканских, зональных и областных художественных выставках.

Творческий диапазон Саврасова был необычайно широк: Виктор Сергеевич занимался живописью, графикой, мелкой пластикой, монументальной скульптурой. Владел мастерством обработки мрамора, гипса, шамота и др. материалов. Известны скульптурные портреты, выполненные Саврасовым: исследователя древнерусской архитектуры и искусства Н.П. Сычева (1953), революционера И.В. Бабушкина (1957), мастера лаковой миниатюры И.А. Фомичева (1967), Героя Социалистического Труда М.Г. Графского (1970) и др. Среди графических и живописных работ Саврасова следует отметить портреты: «Мальчик в красном» (1969), «Мать солдата» (1970), «Студентка» (1972), «Портрет матери» (1972), «Надя» (1973), пейзажи: «Село Сновицы» (1973), «Соловьиная гора» (1973), «Синие сумерки» (1973), «Осеннее поле» (1974), натюрморты: «Цветы», «Искусство» (1973-74). В его живописных работах бросается в глаза экспрессия цвета, необычайный динамизм жизненного восприятия, стремление сочетать декоративность с глубиной мысли.

Виктор Саврасов был человеком на редкость деятельным и цельным. Он старался ввести керамику в городскую среду и радужная майолика начала украшать интерьеры общественных зданий города и области.

Много времени Виктор Сергеевич уделял разработке сувениров Владимирского края. Его сувениры из керамики – солонка «Владимир», герб Суздаля и другие пользовались широким спросом у туристов и гостей Владимирской области.

В 1975 году во Владимире в картинной галерее Владимиро-Суздальского музея-заповедника прошла персональная выставка Саврасова, посвященная его 50-летию. На ней были представлены скульптурные портреты, разнообразная живопись: пейзажи, портреты, жанровые композиции; многочисленные образцы прикладного искусства – майолика, фаянс, терракота. Во вступлении к каталогу своей выставки художник писал: «Для меня жить – это работать, работать по призванию, которое пришло ко мне с детства, с ребяческой увлеченности рисовать и лепить. Но сейчас это стало для меня не забавой; а творческой необходимостью. Занятие изобразительным ремеслом приобрело новую форму, форму философского осмысления бытия, отражения жизни в пластических образах живописи и скульптуры».

Умер Виктор Сергеевич Саврасов в декабре 1976 года.

Осенью 2004 года в областном Центре изобразительного искусства в рамках проекта «Имена и годы» прошла выставка картин и скульптуры Виктора Саврасова.

 

Источник: Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2009 год / Владимир. обл. универс. науч. б-ка им. М. Горького, Отдел краев. библиогр.; сост.: М.П. Попова, Т.Б. Шестернина; ред. Т.Б. Шестернина. – Владимир, 2008.