Богородице-Рождественский собор в г. Суздале




Суздаль – жемчужина Золотого кольца России – знаменит множеством храмов и монастырей, но Богородице-Рождественский собор даже на их фоне уникален. Это единственная сохранившаяся в древнем городе постройка домонгольского времени, главное здание кремля, главный собор города. Судьба этого храма типична для большинства церквей Руси. Многократно перестраиваемый, горевший, разоряемый неприятелем, он дошёл до нашего времени, вобрав в себя наслоения различных эпох, времён и вкусов.

Храм Рождества Богородицы знаменит своими фресками, самые старые из которых датируются XIII веком, и богатой белокаменной резьбой. Построенный в начале XIII столетия, он является самым древним архитектурным памятником Суздаля. Первое упоминание о храме содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом. Собор Рождества Богородицы был возведен при великом князе владимирском Юрии Всеволодовиче на месте более старого, построенного еще при Владимире Мономахе.

Храм отличает необычный способ строительства: сочетание плинфы (кирпича) и белокаменной облицовки. Новое архитектурное решение храма вкупе с неудачным выбором места строительства вели к постоянному ухудшению состояния Рождественского собора. Начиная с XIV века его многократно ремонтировали и перестраивали. В 1445 году храм после пожара до­вольно сильно пострадал, поэтому его пришлось разобрать вплоть до аркатурно-колончатого пояса и надстроить из кирпича, при этом строители постарались сохранить все особенности предыдущей построй­ки. Хотя изменения внешнего вида храма все же избежать не удалось, храм вместо трехглавого сделали пятиглавым.

В XVII веке собор опять претерпел изменения. В 1634 году собор был расписан фресками, а в следующем году был пристроен при­дел святых Федора и Иоанна. В XVIII веке построены два придела – в честь Вознесения Господ­ня и Благовещения Богородицы с северной стороны. В 1748 году была отремонтирована крыша: старое, пришедшее в непригодность деревянное покрытие было заменено металлическим, а центральная глава стала позолоченной.

В XIX веке собор продолжают ремонтировать. В 1815 году построили придел Рождества Христова, а в 1816 году – паперть. К 1895 году было отремонтировано отопление собора – в нем появилась система подземных воздушных каналов калориферного отопления. В XX веке к Рождественскому собору начали проявлять интерес историки, проводились исследования и реставрация собора. В 1954 году Рождественский собор был освобожден от позд­нейших надстроек и предстал перед зрителями в 1960 году в законченном виде.

Собор Рождества Богородицы имеет мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича – плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Следует отметить, что такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 годы фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. Первоначально храм был трехглавым. Он послужил образцом для многих других трехглавых соборов, построенных в XIV–XV веках: Успенского собора в Коломне (1374–1382), Благовещенского собора в Московском Кремле (1489) и др.

В современном состоянии собор скуп на белокаменную резьбу. Очевидно, значительное количество резного декора находилось в несохранившейся верхней части здания: некоторые фрагменты резьбы были использованы в ХVI веке при ремонте, и теперь их находят в цоколе собора. Женские лики, великолепные белокаменные львы, богатый растительный орнамент украшают стены собора и его архитектурные детали. «Если мысленно представить себе всю резьбу суздальского собора, то перед нами будет нечто новое по сравнению с Дмитриевским собором, – пишет исследователь белокаменной резьбы Рождественского собора Г.К. Вагнер. – Это была не фантастическая картина Соломоновой премудрости, над которой нужно было глубокомысленно задумываться, а родной и близкий мир природы, мир трав и птиц, нечто нежное и певучее, далекий, далекий провозвестник искусства палешан». Если в резьбе Дмитриевского собора присутствуют образы, общие для всего европейского средневековья, то резьба суздальского собора закладывала основы национального русского стиля.

Суздальский Рождественский собор славится на весь мир своими «Златыми вратами». Это – вершина владимиро-суздальского прикладного искусства, совершенно уникальное произведение древнерусских мастеров. Врата Рождественского собора, созданные в 20–30-х годах XVIII века, состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин (клейм) по две пластины в ряду, обитых снаружи медными листами, образующими 56 клейм. Стыки пластин прикрыты металлическими накладными валиками. Ручки дверей изготовлены в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.

Пластины, валики и другие детали врат покрыты великолепными золочеными рисунками – изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы, орнаментом. Изображения выполнены в сложной и своеобразной технике огневого золочения: пластина покрывается черным лаком, рисунок процарапывается иглой, его линии травятся кислотой и затем заполняются амальгамой из тонкого листового золота и ртути, которая испаряется от жара, расплавляющего золото. Мягко сияя золотом на темном бархатистом фоне лака, врата производят незабываемое впечатление своим чудесным узорочьем, в котором гармонично вырисовывается каждый отдельный мотив, каждая фигура. Суздальские врата напоминают гигантские золотые иконы, заключенные в белокаменный резной киот. Некоторые исследователи считают, что южные двери собора изготовлены в 1222–1233 годах, а западные – в 1227–1238 годах. Существуют и иные датировки этого произведения. «Златые врата» суздальского собора прочно вошли в историю русского искусства.

Богородице-Рождественский собор задумывался как «гро́бница» – усыпальница светских и церковных властителей суздальской земли. Для погребений предназначались аркосолии в притворах и под хорами, куда устанавливались саркофаги усопших князей и епископов. Под сводами хор в 1279 году был положен на вечное упокоение суздальский князь Юрий Андреевич. Однако основные захоронения в соборе приходятся на XVI–XVII века. Здесь нашли свое последнее пристанище Шуйские, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Бельские и другие.

В соборе находилось до сорока гробниц князей и епископов. Здесь покоились мощи святых епископов суздальских Федора и Иоанна (XII век). В 1625 году в соборе был похоронен архиепископ суздальский Арсений. Он принимал живое участие в учреждении патриаршества на Руси, был свидетелем событий Смутного времени и описал в исторических мемуарах «Труды и беседы» период от вступления на царство Федора Иоанновича до воцарения Михаила Федоровича. С 1609 года Арсений Элассонский управлял Тверской епархией, в 1615 году был перемещен в Суздаль. Он был канонизирован в чине святителя, день его памяти – 29 апреля (12 мая).

С 1993 по 2004 годы в соборе велись противоаварийные работы: инженерное укрепление несущих конструкций в связи с активизацией разрушительного процесса, а также реставрация фресок и белого камня. В 1991 году в Рождественском соборе прошли первые торжественные богослужения. В феврале 1992 года между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Владимиро-Суздальской епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. 10 сентября 1995 года торжественную службу в соборе совершил Патриарх всея Руси Алексий II. Памятник входит в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

 

Источник: Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2010 год / Владимир. обл. универс. науч. б-ка им. М. Горького; Отдел краев. библиогр.; сост.: М.П. Попова, Т.Б. Шестернина; ред. Т.Б. Шестернина. – Владимир, 2009. – С. 65-73.