Всего на сайте
изданий:  10184
статей:  1149
Электронная библиотека
search

Ольшевская Нина Антоновна

(1908-1991)

Актриса театра и кино.

Родилась 13 августа 1908 года во Владимире. После окончания студии при Художественном театре ее приняли в труппу МХАТ, затем работала в Театре Красной Армии. В 1942-1945 годах в эвакуации работала главным режиссером Бугульминского русского театра. После войны вернулась в Театр Красной Армии.

Была близкой подругой Анны Ахматовой.
Снималась в фильмах: «Человек остался один» (1930), «Я вернусь» (1935), «Бесприданница» (1936).

В Москве Нина Ольшевская вышла замуж за актера Художественного театра Владимира Петровича Баталова. В 1928 году у нее родился первенец — Алексей, в будущем известный артист театра и кино.

«…Нина Антоновна Ольшевская. Это имя напомнило мне те, теперь уже далекие 20-е годы, когда у нас во Владимире очень многие знали юную школьницу Ниночку Ольшевскую, постоянную участницу любительских вечеров и концертов, выступавшую со своим чудесным художественным чтением. Часто это были мелодекламации, где гармонически сливались поэтические строки с дополнявшей их музыкой. И где бы ни выступала она, будь то на школьных вечерах, в клубах, в шефских концертах для красноармейцев или в самом большом тогда зале нашего города бывшего дворянского собрания, - везде эти выступления проходили с большим успехом, являясь украшением концертов.

Артист МХАТа Орлов, старый знакомый Ольшевских, убедил родителей Нины, что единственно правильный выбор для нее – дорога в театр. Началась для нее жизнь, посвященная театральному искусству.

Изменения происходили и в личной жизни Нины. Еще во время учения в школе МХАТа она встретилась с Владимиром Петровичем Баталовым. Они поженились, а когда Нина готовилась стать матерью, снова переехала к своим родителям. И здесь, во Владимире, родился ее первенец – мальчик Алеша, ставший потом Алексеем Баталовым, замечательным артистом кино. Брак Нины Антоновны с В. П. Баталовым не был продолжительным, и через несколько лет она вторично вышла замуж за писателя-сатирика Виктора Ефимовича Ардова. И у них родились еще два сына – Михаил и Борис».

Гиляревский Б. «…Как свежи были розы» / Б. Гиляревский // Призыв. – 1989. – 1 апреля. – С. 3.

  

«Итак, я оказался в одном театре с мамой. Она пришла работать в Театр Красной Армии сразу после возвращения из эвакуации и совершенно не могла предположить, что я попаду на эту же сцену. Таким чудесным образом судьба вернула меня в руки мамы дабы первые актерские шаги на профессиональной сцене я сделал под ее надзором, так как мама была там не только актрисой, но и режиссером».

Баталов А. Домой в Москву / А. Баталов // Сундук артиста / А. Баталов. – М., 2016. – С. 55.

 

«Моя мать, Нина Антоновна Ольшевская, родилась во Владимире 31 июля/13 августа 1908 года. Ее отец, Антон Александрович, был сыном главного лесничего Владимирской губернии. А женою этого моего прадеда была польская аристократка — урожденная графиня Понятовская… Насколько можно судить, у моей матери довольно рано пробудился интерес к театральному искусству. Ее приятель, также владимирский уроженец Павел Геннадьевич Козлов, вспоминал, как совсем юная Нина Ольшевская занималась мелодекламацией, а он ей аккомпанировал на фортепиано. Всего семнадцати лет от роду она приехала в Москву и поступила в студию при Художественном театре. А педагогом, который стал руководить их курсом, был сам Станиславский. Этим обстоятельством мать гордилась всю свою жизнь. Вместе с нею там учились еще две барышни, которые также носили польские фамилии, — Вероника Полонская и Софья Пилявская. В шестидесятые годы я встречал старых москвичей, которые с восхищением вспоминали, насколько хороши были эти три подружки из мхатовской студии. Примерно через год после появления в Москве моя мать вышла замуж за Владимира Петровича Баталова, который был актером Художественного театра. В двадцать лет, в 1928 году, она родила старшего сына — Алексея. Артистическая карьера моей матери поначалу складывалась довольно успешно. После окончания студии ее приняли в труппу, что безусловно могло считаться огромной удачей…

В Театре Красной Армии, куда она перешла из Художественного, дела ее пошли несколько лучше, какие-то роли ей давали, но в премьерши она так и не выбилась. Я вспоминаю, что чрезвычайно умный и даровитый Михаил Кедров, который после войны стал главным режиссером МХАТа, в 1960 году говорил моему младшему брату Борису: «А ведь Нина в свое время напрасно ушла из нашего театра. Она неплохая актриса…»

Ардов М. Вокруг Ордынки / М. Ардов // Новый мир. – 1999. – № 5. – С. 88-122.

 

«Подлинным событием в жизни туркменского кино стал фильм «Я вернусь», выпущенный на экран в 1935 году. Киностудия «Туркменфильм» впервые обратилась к национальному литературному первоисточнику – поэме «Батрак» Ораза Ташназарова. В фильме играли актеры разных школ. Роль партизана Банько сыграл сам режиссер фильма А. Ледащев. Артистка МХАТа Н. Ольшевская, преодолевая трудности в освоении незнакомого материала, сумела создать достоверный образ туркменской девушки Бибигюль…»

Туркменское кино // История советского кино. Т. 2. 1931–1941. – М., 1973. – С. 465-469.